продвижение сайта петербург
"подводная лодка"
интернет-магазин
"подводный флот россии" форум соединения ПЛ гарнизоны
» Бечевинка
» Совгавань
» Улисс
» Гаджиево
» Гремиха
» Западная Лица
» Магадан
» Полярный
» Видяево
» Северодвинск
» Рыбачий
» Большой Камень
» Тихоокеанский
» Ракушка
» Севастополь
» Балаклава
» Рига
» Усть-Двинск





аренда генераторов
История гарнизона

:: часть 1 :: часть 2 :: часть 3 :: часть 4 ::

1955 год
с этого года начинается история существования плавучего ремонтного завода (впоследствии ПРЗ-60). Первоначально на нем был освоен ремонт технических средств подводных лодок, а с приходом плавдока ПД-7 – и доковый ремонт.

1955 год 1 июля
в составе 16 дивизии сформирована 182-я бригада подводных лодок. Первый командир - кап. 1 ранга Князьков И.С.

1956 год
на постоянное базирование в дивизию прибыла плавбаза «Нева».

1956 год с 15 августа по 8 сентября
подводная лодка «С-173» (проекта 613, командир – кап. 2 ранга Смертин В.) выполнила задачи автономного похода в акватории Беренгова и Чукоткого морей, пройдя под водой в общей сложности 3333 мили.

1956 год с 5 сентября по 19 декабря
подводная лодка «Б-63» (проекта 611, командир – кап. 3 ранга Попов В.) под руководством начальника штаба 182-й бригады подводных лодок кап. 2 ранга Гонтаева А.М. совершила поход в Тихий океан на полную подводную автономность с задачей ведения разведки на океанских сообщениях. За время похода в общей сложности пройдено 7124 мили за 75 суток.

1957 год с 1 августа по 13 октября
подводная лодка «Б-66» (проекта 611, командир – кап. 2 ранга Царев Н.И.) из состава 182-й бригады выполнила автономный поход в северной, северо-западной, центральной и восточной части Тихого океана с задачами гравиметрических измерений по плану Академии наук СССР и ведения разведки. В ходе плавания лодка пересекла экватор и достигла 6 градуса южной широты.

1958 год с сентября по 26 марта 1959 года
подводная лодка «Б-72» (проекта 611, командир – кап. 3 ранга Голосов Р.А., второй командир – кап. 3 ранга Киреев К.К.) из состава 182-й бригады в обеспечении танкера «Певек» совершила длительный поход продолжительностью 118 суток до 60 градуса южной широты, пройдено 20122 мили.

1959 год
в поселке Рыбачьем размещена войсковая часть летчиков-противолодочников, просуществовавшая там до 1967 года.

1959 год 5 сентября
в бухту Сельдевая прибыл плавзавод ПМ-69 «Горняк», который стал основой строящегося СРЗ-49. Первый начальник завода – кап. 2 ранга-инженер Герцеков М.О.

1959 год с 27 октября по 24 марта 1960 года
подводные лодки «Б-88» (проекта 611, командир – кап. 2 ранга Мышкин, второй командир – кап. 3 ранга Глушков В.С.) и «Б-90» (командир – кап. 2 ранга Зенчеко П.Т., второй командир – кап. 2 ранга Киреев К.К.), в обеспечении теплохода «Михаил Калинин» и танкера «Вилюйск» под общим командованием кап. 1 ранга Вешторта Б.А. по программе «Прилив», совершили межфлотский переход с Северного флота южным путем через Атлантический, Индийский и Тихий океан вокруг Африки и Австралии. За 150 суток отряд прошел более 23 тысяч миль.

1961 год
плавучий судоремонтный завод получил статус отдельной войсковой части (в/ч 22851). Началась активная подготовка личного состава мастерских к ремонту атомных подводных лодок.

1961 год июль
16 дивизия переформирована в 15-ю эскадру подводных лодок. Первый командир – контр-адм. Гонтаев А.М.
В это время подводные лодки соединения осуществляют обеспечение полетов космических аппаратов:
«Б-133» (проекта 641) – в период с 11 марта по 21 апреля;
«Б-135» (проекта 641) – в период с 26 июля по 16 августа;
«С-263» (проекта 613) с 23 июня по 5 августа.

1962 год 31 октября
в составе 15-й эскадры сформировано управление 45 дивизии подводных лодок. Первый командир – кап. 1 ранга Салов В.С. За год подводные лодки эскадры совершили 14 автономных похода, большинство из которых командованием оценено на «отлично».

1963 год
эскадра пополняется новыми подводными лодками с атомными энергетическими установками.
18 июня на Камчатку прибыла «К-122», первая подводная лодка 659 проекта.
17 сентября в состав эскадры вошли две атомные подводные лодки, совершившие подледный межфлотский переход с Северного флота по трассе Севморпути:
«К-115» (проекта 629а) под командованием кап. 2 ранга Дубяги И.Р.;
«К-178» (проекта 658) под командованием кап. 1 ранга Михайловского А.М.
За успешное выполнение задания, оба командира удостоены звания Героя Советского Союза.
Прибытие подводных лодок с атомными энергетическими установками потребовало размещение в пункте базирования групп гарантийного и надзора (ГГН), созданных на Амурском судостроительном заводе им. Ленинского комсомола при сдаточной базе в пос. Большой Камень – ЗСО «Восток» 16 января 1963 года. Возглавил ГГН инженер Сторчило М.И. С прибытием первых атомных подводных лодок, ГГН осуществляли гарантийное обслуживание атомных подлоко, как построенных на Амурском заводе, так и и на Севмашпредприятии.
В это же время подводные лодки под командованием кап. 2 ранга Терехина А. и кап. 2 ранга Кобельского А. обеспечивали полеты пилотируемых космических аппаратов.

1965 год май
в канун празднования 20-летия Великой Победы в районе Матросского клуба был открыт памятник Герою Советского Союза Вилкову Н.А. На одном из домов улицы гарнизона, названного его именем, открыта мемориальная доска.

1965 год
для нужд ремонтного завода построена кислородная станция, плавучий пирс, произведено переоснащение мастерских новым станочным оборудованием.

1966 год с 1 февраля по 25 марта
группой подводных лодок в составе: «К-133» (проекта 627а, командир – кап. 2 ранга Столяров Л.Н.) и «К-116» (проекта 675, командир – кап. 1 ранга Виноградов В.Т.) под командованием контр-адм. Сорокина А.И. выполнен подводный межфлотский переход по маршруту: Мотовский залив – бухта Крашенинникова вокруг мыса Доброй Надежды. Более ста человек из состава участников похода были удостоены правительственных наград. Командиры подводных лодок кап. 1 ранга Виноградов В.Т, кап. 2 ранга Столяров Л.Н., командиры БЧ-5 кап. 2 ранга Морозов И.Ф., кап. 3 ранга Самсонов С.П. и замполит кап. 2 ранга Усенко Н.В. удостоены звания Героя Советского Союза, а подводные лодки преобразованы в Гвардейские.

1966 год 24 июля
состоялось открытие памятника экипажу подводной лодки «Л-16», погибшему на переходе от Датч-Харбора к Сан-Франциско в 1942 году. Первоначально памятник в виде рубки подводной лодки «Л-10» установлен у Матросского клуба.

1967 год 31 июля
на основании директивы ГШ ВС СССР от 1 февраля 1967 года в составе 15-й эскадры подводных лодок закончено формирование управления 10-й дивизии подводных лодок. Первый командир – кап. 1 ранга Ганрио А.В. В состав соединения было включено 6 подводных лодок. Пополнение кораблями и экипажами первоначально происходило за счет соединений Тихоокеанского флота, к концу года в состав соединения было включено уже 8 подводных лодок и плавбаза «ПБ-8» (с октября 1968 года получила наименование «Иван Кучеренко»). В последующем в состав дивизии вошли подводные лодки проекта 670, перебазированные с Северного флота.

1968 год февраль
в канун 50-летия Вооруженных Сил СССР за выдающиеся заслуги в боевой и политической подготовке, успешное освоение новой техники 15-я эскадра подводных лодок награждена орденом Красного Знамени – соединение стало именоваться Краснознаменным.

:: часть 1 :: часть 2 :: часть 3 :: часть 4 ::