продвижение сайта петербург
"подводная лодка"
интернет-магазин
"подводный флот россии" форум соединения ПЛ гарнизоны
» Бечевинка
» Совгавань
» Улисс
» Гаджиево
» Гремиха
» Западная Лица
» Магадан
» Полярный
» Видяево
» Северодвинск
» Рыбачий
» Большой Камень
» Тихоокеанский
» Ракушка
» Севастополь
» Балаклава
» Рига
» Усть-Двинск





аренда генераторов
Боевой путь 10 дивизии подводных лодок Тихоокеанского Флота

В июне 1983 г. корабельный состав понес, невосполнимую потерю. В районе дифферентовки в бухте Саранная затонула К-429 с 379-м экипажем на борту (кап. 1 ранга Н.М. Суворов, старший на борту – кап. 1 ранга А.А. Гусев). Из затонувшей лодки удалось вывести 103 человека, 16 человек погибли.

мичман Василия Баева

Часть личного состава, оставшиеся в кормовых отсеках, была выведена на поверхность через АСЛ благодаря умениям и мужеству мичмана Василия Баева, который несмотря на неисправности АСЛ, смог прошлюзовать 22 человека и вышел сам, оставив отсек незатопленным.
379 экипаж под командованием кап. 1 ранга Суворова Н.М. на параде в честь Дня ВМФ. Июль 1982 года. Фото предоставил кап. 1 ранга Темнов В.П.

379 экипаж под командованием кап. 1 ранга Суворова Н.М. на параде в честь Дня ВМФ. Июль 1982 года. Фото предоставил кап. 1 ранга Темнов В.П.


379 экипаж под командованием кап. 2 ранга Темнова В.П. в День ВМФ. Июль 1985 года. Фото предоставил кап. 1 ранга Темнов В.П.
379 экипаж под командованием кап. 2 ранга Темнова В.П. в День ВМФ. Июль 1985 года.
Фото предоставил кап. 1 ранга Темнов В.П.

Погрузка ракетного оружия на К-25. 1987 год. Фото предоставил кап. 1 ранга Плишкин А.Ф.
Погрузка ракетного оружия на К-25. 1987 год.
Фото предоставил кап. 1 ранга Плишкин А.Ф.

В 1985 году подлодки проекта 675мк были выведены из состава дивизии и переданы в состав 8-й дивизии. Взамен переданных в 8-ю дивизии, пришли четыре пл проекта 671ртм: К-355 (кап. 3 ранга Ю.В. Безголов), К-360 (кап. 2 ранга В.П. Кулиш), К-412 (кап. 2 ранга С. А. Голобоков), К-507 (кап. 3 ранга П.В. Котельников) и два вторых экипажа: 506-й экипаж (кап. 2 ранга В.Е. Карих) и 581-й экипаж (кап. 3 ранга К.С. Сиденко). Организационно-штатные изменения были вызваны приданием 10-й дивизии нового статуса: с марта 1985 года соединение официально стало именоваться 10-й противоавианосной дивизией подводных лодок ТОФ.

Боевой путь 10-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского Флота  Боевой путь 10-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского Флота

В 1982 году дивизия сформировала из лучших специалистов инструкторский экипаж (кап. 2 ранга А.И. Теренов) для передаваемой в аренду индийскому флоту К-43 проекта 670. В специально построенном учебном центре в бухте Улисс был подготовлен индийский экипаж, а 5 января 1989 года подводная лодка в торжественной обстановке была передана индийской стороне и получила новое наименование S-71 «Сhakra».


Боевой путь 10-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского Флота

3 февраля 1988 года по прибытию на внешний рейд Вишакхапатнама, на борт пл «Chakra» поднялся премьер-министра Раджив Ганди. Вместе с ним на борт прибыли: министр обороны Индии Панд, начальник штаба ВМС Индии Надкартни, командующий восточным военно-морским командованием Чопра и два охранника. Подлодка погрузилась, гости осмотрели поверхность через перископ, обошли отсеки и были приглашены на торжественный обед в кают-компанию. Через 5 часов пл прибыла к месту базирования. На берегу корабль встречало все руководство вооруженных сил Индии, посол СССР, старший группы советских военных специалистов в Индии генерал-лейтенант авиации Михайлин Ю.Д., представители ГИУ и ГТУ ГКЭС, большое количество журналистов и представителей СМИ

Боевой путь 10-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского Флота

Командир группы инструкторов кап. 1 ранга Теренов А.И. на борту «Chakra». Фото предоставил кап. 1 ранга Теренов А.И.

Командир группы инструкторов кап. 1 ранга Теренов А.И. на борту «Chakra».
Фото предоставил кап. 1 ранга Теренов А.И.


С начала 1990-х гг. в состав дивизии начали входить подлодки 3-го поколения. Всего в период с 1990 по 1998 г. в дивизию вошло 6 лодок поекта 949а. Строительство этих кораблей осуществлялось на СМП в Северодвинске. После вступления корабля в состав флота пл на некоторое время передавалась в подчинение 11-й дивизии СФ. Отработав и сдав задачи курса БП, лодки совершали трансарктический переход подо льдами Арктики с СФ на ТОФ. Большая часть переходов подо льдами Арктики была выполнена экипажами СФ, которые позднее входили в состав 10-й дивизии. Перевод К-150 «Томск» был выполнен тихоокеанским экипажем (К-442 «Челябинск»). Первым «Антеем», вошедшим в состав дивизии 21 сентября 1990 года, стала К-132. Совершив трансарктический переход, корабль под командованием капи. 1 ранга С.М. Карьялайнена прибыл на Камчатку. В 1991 году к месту постоянного базирования в составе группы прибыли К-173 и К-442. В 1993 г. дивизия пополнилась К-456, а в 1994 г. - К-186 «Омск». Затем наступил перерыв на четыре года. В 1998 г. на Камчатку прибыла К-150 «Томск», ставшая последним кораблем проекта 949а, построенным на СМП, и последней лодкой, вошедшей в состав 10-й дивизии.



Предположительно К-456 во время трансарктического перехода, 1993 год Предположительно К-456 во время трансарктического перехода, 1993 год.


В 1998 году была расформирована 45-я дивизия. В связи с тем, что все подлодки проекта 671ртм по решению ГШ ВМФ уже были выведены из состава флота, было принято решение включить подлодки проекта 971 в состав 10-й дивизии: К-322 «Кашалот», К-391 «Братск», К-331 Нарвал», К-491 «Кузбасс», К-295 «Самара», К-150 «Томск».

К-322 «Кашалот» проекта 971 и К-507 проекта 671ртм у пирса в бухте Крашениникова.
К-322 «Кашалот» проекта 971 и К-507 проекта 671ртм у пирса в бухте Крашениникова.

« назад | продолжение »