продвижение сайта петербург
"подводная лодка"
интернет-магазин
"подводный флот россии" форум соединения ПЛ гарнизоны
» Бечевинка
» Совгавань
» Улисс
» Гаджиево
» Гремиха
» Западная Лица
» Магадан
» Полярный
» Видяево
» Северодвинск
» Рыбачий
» Большой Камень
» Тихоокеанский
» Ракушка
» Севастополь
» Балаклава
» Рига
» Усть-Двинск





аренда генераторов
Бухта Постовая - поселок Заветы Ильича

краткая история соединений


Воинские формирования.

21 ноября 1939 года было окончено формирование 5-й бригады подводных лодок СТОФ под командованием капитана 3 ранга Чурсина Серафима Евгеньевича.

В состав 5-й бригады вошли:
31 дивизион подводных лодок (4 подводных лодки типа «Щ»);
21 дивизион подводных лодок (4 подводных лодки типа «М»);
25 дивизион подводных лодок (4 подводных лодки типа «М»).
12 марта 1941 года 5-я бригада подводных лодок переформирована в 3-ю бригаду подводных лодок СТОФ.
1 января 1955 года на основе 3-й бригады подводных лодок сформирована 9-я отдельная бригада подводных лодок СТОФ.
1 декабря 1982 год 90-я отдельная бригада подводных лодок переформирована в 28 дивизия подводных лодок.
1 июня 1990 года 28 дивизия подводных лодок переформирована в 60-ю бригаду подводных лодок.
31 декабря 1992 года 60 бригада подводных лодок переформирована в 36-й дивизион подводных лодок Советско-Гаванской Военно-Морской Базы.

В августе-декабре 1942 года на пополнение частей Красной Армии было направлено 252 матроса и 8 офицеров. В 1943 году на фронты с фашистской Германией соединение отправило еще 70 человек. Корабли бригады на протяжении Второй Мировой войны находились в оперативной готовности и выполняли задачи разведки. На боевые задания выходили подводные лодки «Щ-116», «Щ -117», «Щ-118», «Щ-119».

18 июля 1942 года во время стоянки в Военно-Морской базе Николаевск-на-Амуре в результате диверсии произошла катастрофа - взрыв на подводной лодке «Щ-138». Была повреждена и подводная лодка «Щ-118». Погибло 43 человека.

7 октября 1944 года на Черноморский Флот для участия в боевых действиях против фашистской Германии убыл 9-й дивизион подводных лодок в составе 6 подводных лодок типа «М».

Во время военных действии против милитаристской Японии СКР «Зарница» производил минные постановки на границе зоны ВМБ и в Татарском проливе.

Подводные лодки и корабли бригады участвовали в ведении разведки перевозке топлива высадке разведывательных групп, защите минных позиции в северной части Татарского пролива.

За участие в боях во время Великой Отечественной и Второй Мировой воин за проявленное мужество и отвагу 78 матросов старшин и офицеров бригады награждены орденами и медалями СССР.

Состав соединения:

«Щ-115», «Щ-116», «Щ-117», «Щ-118»,
«Щ-119», «Щ-120», СКР «Зарница», плавбаза «Кулу»

«М-25», «М-26», «М-27», «М-28», «М-43», «М-44», «М-45»,
«М-46», «М-47», «М-48», «М-251», «М-252», «М-253», «М-285», «М-286», «М-291», «М-292», «М-293», «М-294»

«С-23», «С-25», «С-26», «С-68», «С-77», «С-78», «С-86», «С-87», «С-88», «С-94», «С-117», «С-118», «С-119», «С-220», «С-145», «С-221», «С-222», «С-237», «С-240», «С-262», «С-275», «С-278», «С-294», «С-328», «С-332», «С-334», «С-335», «С-336», «С-337», «С-359», «С-393», «С-176»

«К-14», «К-45», «К-133», «К-151», «К-259», 120 экипаж, 127 экипаж.

 

Знаменитые подводные лодки соединения.

Подводная лодка «Щ-117» («С-117»).

Одной из первых доставленных на Дальний Восток подводных лодок была лодка под заводским номером 226, получившая после вступления в строй наименование «Макрель». Вскоре, впрочем, имена собственные для названий подводных лодок были отменены и «Макрель» стала именоваться более прозаично – «Щ-117». «Щ-117» являлась головной подводной лодкой типа «Щука», новой серии «V-бис». Всего лодок этой серии было построено ровно тринадцать. «Щ-117» была заложена в Ленинграде 10 октября 1932 года. На воду же ее спустили во Владивостоке 15 апреля 1934 года, а 28 января следующего года на ней подняли военно-морской флаг.
Первым командиром «Щ-117» стал капитан-лейтенант Николай Египко. А вскоре о лодке заговорила вся страна. Имена командира «Щ-117» и членов экипажа не сходили со страниц газет. Подводная лодка была объявлена стахановской, а передовой опыт «энской подлодки Тихоокеанского флота» стал активно внедряться на всех флотах.
Подводная лодка установила рекорд для субмарин своего класса, пробыв под водой на ходу более трехсот сорока часов. За время похода она прошла три тысячи миль, из них более трехсот - под водой. Автономка длилась без малого сорок суток, что ранее для лодок этого проекта было просто немыслимым! Во время этого похода подводники провели испытания на максимальное пребывание под водой без регенерации воздуха. Экипаж переходил на «голодный» воздушный поек и уверенно нес службу.
Длительный поход подводной лодки «Щ-117» в условиях зимы сыграл большую роль в развитии Военно-Морского флота. Его результаты позволили пересмотреть многие нормы подводной службы тех лет. «Щ-117» стала первым в истории советского Военно-Морского Флота кораблем с полностью орденоносным экипажем. Вторым командиром «Щ-117» стал Магомет Гаджиев. 14 декабря 1952 года подводная лодка вышла на учение в районе южной части Татарского пролива. Командиром подводной лодки в это время уже два года был капитан 2 ранга Красников В.А., опытный, прошедший войну офицер, 15 декабря подводная лодка пропала без вести.

Экипажу подводной лодки «С-117» силами личного состава соединения подводников в Советской Гавани сооружен и 31 июля 1999 года открыт памятник в бухте Постовой.

Атомная подводная лодка «К-14».
Вторая серийная атомная подводная лодка первого поколения (заводской № 281), по классификации НАТО «Ноябрь», была заложена на стапеле «Северного машиностроительного предприятия» г. Северодвинск 2 сентября 1958 года, спущена на воду 16 августа 1959 года, после проведения государственных ходовых испытаний сдана Военно-Морскому флоту 30 декабря 1959 года. Атомная подводная лодка прослужила в составе Военно-Морского флота более 30 лет. Завершила она свою службу на Тихоокеанском флоте. В 1990 г. была выведена из боевого состава ВМФ.
Всего за время службы совершила 14 дальних походов и боевых служб, а с момента постройки прошла 185831 миль за 22273 ходовых часов.
Первый командир атомной подводной лодки капитан 2 ранга Марин Борис Кузьмич.
Подводная лодка внесла большой вклад в начало интенсивного освоения создающегося атомного подводного флота. Не смотря на значительные объективные трудности эксплуатации ядерных энергетических установок атомных подводных лодок первого поколения, особенно в первые годы, стала первой атомной подводной лодкой, вышедшей на боевую службу в океан в 1960 года, удостоенной в 1960 года приза главнокомандующего Военно-Морским флотом за стрельбу четырьмя торпедами.
На АПЛ в 1961 года была выполнена первая опытная перегрузка активных зон ядерных реакторов силами Военно-Морского флота непосредственно в пункте базирования в губе Малая Лопаткина. Была отработана организация обеспечения ядерной и радиационной безопасности при перезарядке активных зон ядерных реакторов атомных подводных лодок непосредственно в пункте базирования.
В сентябре 1966 г. «К-14» в одиночку совершила подо льдами Арктики трансарктический подледный переход с Северного на Тихоокеанский флот. Подводной лодкой в то время командовал капитан 1 ранга Голубев Д.Н., один из первых офицеров атомного подводного флота. Во время выполнения задачи неоднократно всплывала в районе Северного полюса для работы с научной дрейфующей полярной станцией «Северный полюс-13ф».

Многие члены экипажа атомной подводной лодки получили правительственные награды за этот переход. Капитану 1 ранга Голубеву Д.Н. и старшему на переходе командиру 3 дивизии атомных подводных лодок капитану 1 ранга Игнатову Н.К. было присвоено звание Героя Советского Союза.
Вклад экипажа в освоение и становление атомного подводного флота нашей страны неоценим.

Гвардейская атомная подводная лодка «К-133».
10 апреля 1961 года «К-133» зачислена в списки кораблей ВМФ. 03 июля 1961 года заложена в цехе ССЗ № 402 («Севмашпредприятие») в Северодвинске. Спущена на воду 05 июля 1962 года. Военно-морской флаг поднят 13 сентября 1962 года. Вступила в строй 29 октября 1962 года и 14 ноября 1962 года включена в состав Северного флота.
Первым командиром АПЛ был капитан 3 ранга Слюсарев Георгий Алексеевич.
Первоначально числилась КрПП, а 25 июля 1977 года отнесена к подклассу БПЛ. С 28 июля по 15 сентября 1963 года впервые а ВМФ совершила поход на полную автономность для несе¬ния боевой службы в экваториальной зоне Атлантики. 01 февраля - 26 марта 1966 года, обогнув м. Горн, совершила групповой трансокеанский межфлотский переход из губы Западная Лица (г. Заозёрск) в б. Крашенинникова (г. Вилючинск) и 14 ноября 1966 года перечислена в состав КТОФ. Приказом Министра Обороны № 071 от 14 апреля 1966 года за успешное выполнение этого задания «К-133» была удостоена гвардейского звания. 29 июля 1966 года экипажу подводной лодки вручён гвардейский флаг, а 23.05.1966 года командиру - капитану 2 ранга Столярову Л.Н., заместителю командира по политической части капитану 2 ранга Усенко Н.В. и командиру БЧ-5 инженер-капитану 2 ранга Морозову И.Ф. было присвоено звание Героя Советского Союза.
30 мая 1989 года исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и утилизации и в б. Постовая (г. Советская Гавань) поставлена на прикол.

Заслуги многих военнослужащих из Гвардейского экипажа были отмечены руководством страны: орденом Ленина - 5 человек, орденом «Красного Знамени» - 23, орденом «Красной Звезды» - 26, медаль «За отвагу» - 7, медаль «За боевые заслуги» - 6, медаль Ушакова - 56, орденом «Знак Почёта» - 4. Три человека получили звание Героя Советского Союза.

Атомная подводная лодка «К-151».
6 ноября 1960 года «К-151» зачислена в списки кораблей ВМФ.
Крейсерская подводная лодка «К-151» была заложена 21 апреля 1962 года в цехе №199 на Судостроительном ордена Ленина имени Ленинского Комсомола заводе в городе Комсомольск-на-Амуре.
Спущена на воду 30 сентября 1962 года. 27 января 1963 года на подводной лодке впервые поднят Военно-Морской флаг СССР. Этот день объявлен годовым праздником подводной лодки «К-151».
28 июля 1963 года подписан приемный акт и крейсерская подводная лодка «К-151» принята в состав боевых кораблей Тихоокеанского флота ВМФ СССР. 2 сентября 1963 года после отработки задач ПЛ вошла в первую линию и зачислена в боевое ядро кораблей Тихоокеанского флота.
В период с 09 октября по 14 ноября 1963 года ПЛ совершила свое первое автономное плавание по маршруту: бухта Павловского - пролив Лаперуза - пролив Буссоль далее по меридиану 150° на юг до северного тропика, затем переход и плавание в Беринговом море 14 ноября 1963 года прибыла к постоянному месту базирования город Петропавловск- Камчатский в состав 45 дивизии, 15 эскадры Подводных лодок Камчатской Военной флотилии Тихоокеанского Флота.
Первоначально ПЛ числилась как КрПЛ, а с 16 июля 1973 года по 21 декабря 1974 года на ДВЗ «Звезда» в поселке Большой Камень Приморского края модернизирована и перевооружена в ТАПЛ по проекту 659Т и 25 июля 1977 года отнесена к подклассу БПЛ.
Знаменательные даты:

• Декабрь 1965 года выполнение ракетной стрельбы двумя ракетами по берегу – приз Командующего ТОФ.
• В 1966 году участие в оперативно-тактическом учении «Буссоль» с выполнением ракетной стрельбы по береговым объектам с оценкой «отлично».
• Ноябрь-декабрь 1969 года боевая служба в Тихом океане.
• Октябрь- декабрь 1970 года боевая служба в Тихом океане.
• В 1975 году участие в учениях «Океан-75».
• Сентябрь- октябрь 1976 года боевая служба в Филиппинском море.
• Октябрь 1977 года участие в торпедной стрельбе на Приз ГК ВМФ- 1 место за лучшую атаку надводного корабля. Награждена вымпелом ГК ВМФ.
• Октябрь 1977 года - январь 1978 года боевая служба в Индийском океане.
• Июль 1978 года участие в призовых стрельбах на приз ГК ВМФ- награждена грамотой за 2 место в атаке АУС.
• Апрель- июнь 1979 года боевая служба в Тихом океане.
• Август- октябрь 1979 года боевая служба в Тихом океане.
• Февраль-август 1980 года боевая служба с заходом в порт «Камрань».
• Январь-октябрь 1985 года боевая служба с заходом в порт «Камрань».

30 мая 1989 года Приказом МО СССР выведена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ и в б. Постовая (г. Советская Гавань).
 


Герои Советского Союза:
Краснофлотец Зонов,
капитан 1 ранга Голубев Дмитрий Николаевич,
капитан 2 ранга Ломов Эдуард Дмитриевич,
капитан 2 ранга Столяров Лев Николаевич,
капитану 2 ранга Усенко Николай Витальевич,
инженер-капитан 2 ранга Морозов Иван Фёдорович.

Командиры соединений:
Капитан 3 ранга Чурсин Серафим Евгеньевич (1939 г.);
Капитан 1 ранга Прокофьев Владимир Матвеевич (1952-1955 гг.);
Капитан 2 ранга Бодаревский Юрий Сергеевич (1952-1953 гг.);
Контр-адмирал Сухомлинов Павел Денисович (1955-1956 гг.);
Капитан 1 ранга Козин Александр Герасимович (1956-1960 гг.);
Капитан 1 ранга Иванов Юрий Васильевич (1960-1961 гг.);
Капитан 1 ранга Сперанский Николай Борисович (1961-1968 гг.);
Капитан 1 ранга Каданцев Виталий Александрович(1970-1976 гг.);
Капитан 1 ранга Захаровский Владимир Дмитриевич (1976-1978 гг.);
Капитан 1 ранга Критский Анатолий Никифорович (1978-1979 гг.);
Капитан 1 ранга Переборов Борис Николаевич (1979-1982 гг.);
Контр-адмирал Анохин Николай Васильевич (1982-1987 гг.);
Капитан 1 ранга ДенисовВ Анатолий Петрович (1987-1990 гг.);
Капитан 1 ранга Сувалов Юрий Васильевич (1990-1993 гг.);
Капитан 1 ранга Передеро Владимир Андреевич (1993-2003 гг.);
Капитан 1 ранга Аникин Александр Леонидович (с 2003 года).
 

Материал подготовлен отделом воспитательной работы соединения подводных лодок в пос. Заветы Ильича.