ОГНИ ИЗНАКИ
Правило 20. Применение  
a) Правила этой части должны соблюдаться при любой погоде.
b) Правила, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца и в течение этого времени не должны выставляться другие огни, кроме таких огней, которые не могут быть ошибочно приняты за огни, предписанные этими Правилами; или ухудшить их видимость и отличительные характеристики, или служить помехой для должного наблюдения.
c) Огни, предписанные настоящими Правилами, должны, если они имеются на судне, также выставляться от восхода до захода солнца в условиях ограниченной видимости и могут выставляться при всех других обстоятельствах, когда это будет сочтено необходимым.
d) Правила, относящиеся к знакам, должны соблюдаться, днем. При выставлении огней днем выставление знаков обязательно. Огни и знаки не взаимозаменяемы.
e) Огни и знаки, предписанные этими Правилами, должны соответствовать требованиям Приложения I к настоящим Правилам. а предписанные особыми правилами - этим Правилам.
Правило 21. Определения  

a)
 

“Топовый огонь” представляет собой белый огонь, расположенный в диаметральной плоскости судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 225° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза каждого борта.  
b)
 
“Бортовые огни” представляют собой зеленый огонь на правом борту и красный огонь на левом борту; каждый из этих огней освещает непрерывным светом дугу горизонта в 112,5° и установлен таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза соответствующего борта. На судне длиной менее 20 м бортовые огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, выставляемом в диаметральной плоскости судна.
c)
 
“Кормовой огонь” представляет собой белый огонь, расположенный, насколько это практически возможно, ближе к корме судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 135° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по корме до 67,5° в сторону каждого борта.
d)
 
“Буксировочный огонь” представляет собой желтый огонь, имеющий такие же характеристики, как и “кормовой огонь”, описанный в пункте (с) этого Правила.
e)
 
“Круговой огонь” представляет собой огонь, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 360°.
f)
 
“Проблесковый огонь” представляет собой огонь, дающий проблески через регулярные интервалы с частотой 120 или более проблесков в минуту (частота проблесков этого огня установлена превышающей не менее чем в 2 раза частоту проблесков подобных огней средств навигационного оборудования, частота их проблесков - не более 60 в минуту).
Правило 22. Видимость огней  
  Огни, предписанные этими Правилами, должны иметь интенсивность, указанную в пункте 8 Приложения 1 к этим Правилам, с тем чтобы огни были видимы на следующих минимальных расстояниях:
а)

 

На судах длиной 50 м или более:
топовый огонь - 6 миль
бортовой огонь - 3 мили;
кормовой огонь - 3 мили;
буксировочный огонь - 3 мили;
белый, красный, зеленый или желтый круговой огонь - 3 мили;
b) На судах длиной 12 м и более, но менее 50 м:
топовый огонь  - 5 миль, но если длина судна менее 20 м - 3 мили;
бортовой огонь - 2 мили;
кормовой огонь  - 2 мили;
буксировочный огонь - 2 мили;
белый, красный, зеленый или желтый круговой огонь - 2 мили;
с) На судах длиной менее 12 м:
топовый огонь - 2 мили;
бортовой огонь - 1 миля;
кормовой огонь  - 2 мили;
буксировочный огонь - 2 мили;
белый, красный, зеленый или желтый круговой огонь - 2 мили;
d) На малозаметных полупогруженных буксируемых судах или буксируемых объектах:
  белый круговой огонь - 3 мили.
Правило 23. Суда с механическим двигателем на ходу   
а)
 
Судно с механическим двигателем на ходу должно выставлять:
(i) топовый огонь впереди;
(ii) второй топовый огонь позади и выше переднего топового огня, однако судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;
(iii) бортовые огни;
(iv) кормовой огонь.
b)
 
Судно на воздушной подушке, находящееся в неводоизмещающем состоянии, в дополнение к огням, предписанным пунктом (а) этого Правила, должно выставлять круговой проблесковый желтый огонь.
c)
 
(i) Судно с механическим двигателем длиной менее 12 м может вместо огней, предписанных пунктом (а) этого Правила, выставлять белый круговой огонь и бортовые огни.
(ii) Судно с механическим двигателем длиной менее 7 м, имеющее максимальную скорость не более 7 узлов, может вместо огней, предписанных пунктом (а) этого Правила, выставлять белый круговой огонь и должно, если это практически возможно, выставлять также бортовые огни.
(iii) Топовый огонь или белый круговой огонь на судне с механическим двигателем длиной менее 12 м может быть смещен относительно диаметральной плоскости судна, если его установка в диаметральной плоскости практически невозможна; при этом бортовые огни должны быть скомбинированы в одном фонаре, установленном в диаметральной плоскости судна или, насколько это практически возможно, близко к продольной плоскости, в которой установлен топовый или белый круговой огонь.
Правило 24. Суда, занятые буксировкой и толканием  
а)
 
Судно с механическим двигателем, занятое буксировкой, должно выставлять:
(i) вместо огня, предписанногоПравилом 23 (а)(i) или (а)(ii), два топовых огня*, расположенные по вертикальной линии. Если длина буксира, измеренная от кормы буксирующего судна до кормы буксируемого, превышает 200 м - три таких огня; 
* Редакция текста 1972 г.:"...два топовых огня впереди".
(ii) бортовые огни;
(iii) кормовой огонь;
(iv) буксировочный огонь, расположенный по вертикальной линии над кормовым огнем;
(v) ромбовидный знак на наиболее видном месте, если длина буксира превышает 200 м.
b)
 
Если толкающее судно и судно, толкаемое вперед, жестко соединены в сочлененное судно, они должны рассматриваться как судно с механическим двигателем и выставлять огни, предписанные Правилом 23.
c)
 
Судно с механическим двигателем, толкающее вперед или буксирующее лагом другое судно, должно, если оно не является частью сочлененного судна, выставлять:
(i) вместо огня, предписанного Правилом 23 (а)(i) или (а) (ii), два топовых огня*, расположенные по вертикальной линии; 
* Редакция текста 1972 г.:"...два топовых огня впереди".
(ii) бортовые огни;
(iii) кормовой огонь.
d) Судно с механическим двигателем, к которому применяются пункты (а) и (с) этого Правила, должно также соблюдать Правило 23 (а)(ii).
e)
Буксируемое судно или буксируемый объект, кроме указанных в пункте (g) этого Правила, должны выставлять:
(i) бортовые огни;
(ii) кормовой огонь;
(iii) ромбовидный знак на наиболее видном месте, если длина буксира превышает 200 м.
f)
 
Любое количество буксируемых лагом или толкаемых судов в группе должно быть освещено как одно судно:
(i) судно, толкаемое вперед, если оно не является частью сочлененного судна, должно выставлять в передней части бортовые огни;
(ii) судно, буксируемое лагом, должно выставлять кормовой огонь и в передней части - бортовые огни.
g)
 
Малозаметные полупогруженные буксируемое судно или буксируемый объект, либо комбинация таких буксируемых судов или буксируемых объектов должны выставлять:   
(i) при их ширине менее 25 м - один белый круговой огонь в передней части или вблизи нее и такой же огонь в кормовой части или вблизи нее, кроме "драконов", которые могут не выставлять огонь в передней части или вблизи нее;
(ii) при их ширине 25 м или более - два дополнительных белых круговых огня на боковых оконечностях или вблизи них;
(iii) при их длине более 100 м - дополнительные белые круговые огни между огнями, предписанные подпунктами (i)  и (ii), таким образом, чтобы расстояние между огнями не превышало 100 м;
(iv) ромбовидный знак на кормовой оконечности последнего буксируемого объекта либо вблизи нее и, если длина буксира превышает 200 м, дополнительный ромбовидный знак, установленный на наиболее видном месте впереди настолько насколько это практически возможно.
h) Если по какой-либо существенной причине буксируемое судно или буксируемый объект не могут выставлять огни или знаки, предписанные пунктами (e) и (g) этого Правила, должны быть приняты все возможные меры для того, чтобы осветить буксируемое судно или буксируемый объект или, по крайней мере, указать на присутствие такого судна или объекта
i) Если по какой-либо существенной причине судно, не занимающееся обычно буксировочными операциями, не может показать огни, предписанные пунктами (а) и (с) этого Правила, то в случае, когда оно занято буксировкой другого судна, терпящего бедствие или нуждающегося в помощи, оно не обязано выставлять эти огни. Все возможные меры должны быть приняты для того, чтобы показать характер взаимосвязи между буксирующим и буксируемым судами, как это установлено Правилом 36, в частности - осветить буксирный трос.
Правило 25. Парусные суда на ходу и суда на веслах  
а)
 
Парусное судно на ходу должно выставлять:
(i) бортовые огни;
(ii) кормовой огонь.
b) На парусном судне длиной менее 20 м огни, предписанные пунктом (а) этого Правила, могут быть скомбинированы в одном фонаре, выставляемом на топе или около топа мачты на наиболее видном месте.
c) Парусное судно на ходу может, в дополнение к огням, предписанным пунктом (а) этого Правила, выставлять на топе или около топа мачты на наиболее видном месте два круговых огня, расположенные по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красным, а нижний - зеленым, но эти огни не должны выставляться вместе с комбинированным фонарем, разрешенным в соответствии с пунктом (b) этого Правила.           
d) (i) Парусное судно длиной менее 7 м, если это практически возможно, должно выставлять огни, предписанные пунктами (а) или (b) этого Правила, но, если это судно их не выставляет, оно должно иметь наготове электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.
  (ii) Судно, идущее на веслах, может выставлять огни, предписанные этим Правилом для парусных судов, но, если оно их не выставляет, оно должно иметь наготове электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.
e)
 
Судно, идущее под парусом и в то же время приводимое в движение механической установкой, должно выставлять впереди на наиболее видном месте знак в виде конуса вершиной вниз.
Правило 26. Рыболовные суда  
а) Судно, занятое ловом рыбы, когда оно на ходу или на якоре, должно выставлять только огни и знаки, предписанные этим Правилом.
b)
Судно, занятое тралением, т. е. протаскиванием драги или другого орудия лова в воде, должно выставлять:
(i) два круговых огня, расположенные по вертикальной линии, верхний из которых должен быть зеленым, а нижний - белым, или знак, состоящий из двух конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим; 
(ii) топовый огонь позади и выше зеленого кругового огня; судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;
(iii) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням, предписанным этим пунктом, - бортовые огни и кормовой огонь.
с)
Судно, занятое ловом рыбы, за исключением судов, занятых тралением, должно выставлять:
(i) два круговых огня, расположенные по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красным, а нижний - белым, или знак, состоящий из двух конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим; 
(ii) если выметанные снасти простираются в море по горизонтали более чем на 150 м от судна, то в направлении этих снастей - белый круговой огонь или знак в виде конуса вершиной вверх;
(iii) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням, предписанным этим пунктом, - бортовые огни и кормовой огонь.
d)
Дополнительные сигналы, приведенные в Приложении II к этим Правилам, применяются к судну, занятому ловом рыбы вблизи других занятых ловом рыбы судов.
e) Судно, не занятое ловом рыбы, не должно выставлять огни и знаки, предписанные этим Правилом; оно должно выставлять только огни и знаки, предписанные для судов соответствующей длины.
Правило 27. Суда, лишенные возможности управляться или ограниченные в возможности маневрировать
а)
 
Судно, лишенное возможности управляться, должно выставлять:
(i) два красных круговых огня, расположенные по вертикальной линии на наиболее видном месте;
(ii) два шара или подобных знака, расположенные по вертикальной линии на наиболее видном месте;
(iii) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням, предписанным этим пунктом, - бортовые огни и кормовой огонь.
b)
 
Судно, ограниченное в возможности маневрировать, за исключением судна, занятого работами по устранению минной опасности, должно выставлять:
(i) три круговых огня, расположенные по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а средний - белым;
(ii) три знака, расположенные по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих знаков должны быть шарами, а средний - ромбом;
(iii) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням, предписанным подпунктом (i), - топовый огонь или огни, бортовые огни и кормовой огонь;
(iv) если судно стоит на якоре, то в дополнение к огням или знакам, предписанным подпунктами (i) и (ii), - огонь, огни или знак, предписанные Правилом 30.
с)
 
Судно с механическим двигателем, занятое такой буксировочной операцией, которая значительно ограничивает возможность буксирующего и буксируемого судов отклониться от своего курса, должно, в дополнение к огням или знакам, предписанным Правилом 24 (а), выставлять огни или знаки, предписанные подпунктами (i) и (ii) пункта (b) настоящего Правила.
d)
 
Судно, занятое дноуглубительными работами или подводными операциями, когда оно ограничено в возможности маневрировать, должно выставлять огни и знаки, предписанные подпунктами (i), (ii) и (iii) пункта (b) этого Правила, и, если существует препятствие для прохода другого судна, должно дополнительно выставлять:               
(i) два красных круговых огня или два шара, расположенные по вертикальной линии, - для указания стороны, на которой существует препятствие;
(ii) два зеленых круговых огня или два ромба, расположенные по вертикальной линии, - для указания стороны, с которой может пройти другое судно;
(iii)  если оно стоит на якоре, - огни или знаки, предписанные этим пунктом, вместо огней или знаков, предписанных Правилом 30.
e) Если размеры судна, занятого водолазными работами, практически не позволяют ему выставлять все огни и знаки, предписанные пунктом (d) этого Правила, оно должно выставлять:   
(i) три круговых огня, расположенные по вертикали на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а средний огонь белым;
(ii) флаг "А" по Международному своду сигналов, изготовленный в виде жесткого щита высотой не менее 1 м. Должны быть приняты меры к тому, чтобы обеспечить круговую видимость этого флага.
f)
 
Судно, занятое работами по устранению минной опасности, в дополнение к огням, предписанным для судна с механическим двигателем Правилом 23, либо к огням или знаку, предписанным для судна на якоре Правилом 30 соответственно, должно выставлять три зеленых круговых огни или три шара. Один из этих огней или знаков должен выставляться вблизи топа фок-мачты, а два других - на ноках фока-рея. Эти огни или знаки указывают, что другому судну опасно приближаться к судну, занятому работами по устранению минной опасности, на расстояние менее 1000 м.
g)
 
Суда длиной менее 12 м, за исключением судов, занятых водолазными работами, не обязаны выставлять огни и знаки, предписанные этим Правилом.
h)
 
Сигналы, предписанные этим Правилом, не являются сигналами судов, терпящих бедствие и требующих помощи. Такого рода сигналы приведены в Приложении IV к настоящим Правилам.
Правило 28. Суда, стесненные своей осадкой  
   
  Судно, стесненное своей осадкой, в дополнение к огням, предписанным Правилом 23 для судов с механическим двигателем, может выставлять на наиболее видном месте три красных круговых огня, расположенные по вертикальной линии, или цилиндр.
Правило 29. Лоцманские суда  
а)

 

Судно при исполнении лоцманских обязанностей должно выставлять:
(i) на топе мачты или вблизи от него - два круговых огня, расположенные по вертикальной линии; верхний из этих огней должен быть белым, а нижний - красным;
(ii) если оно на ходу, то дополнительно - бортовые огни и кормовой огонь;
(iii) если оно стоит на якоре, то в дополнение к огням, предписанным подпунктом (i), - огонь, огни или знак, предписанные Правилом 30 для судов на якоре.
b) Лоцманское судно, не занятое исполнением лоцманских обязанностей, должно выставлять огни или знаки, предписанные для подобного судна соответствующей длины.
Правило 30. Суда на якоре и суда на мели  
а) Судно на якоре должно выставлять на наиболее видном месте:
(i) в носовой части судна - белый круговой огонь или шар;
(ii) на корме или вблизи от нее и ниже огня, предписанного подпунктом (i), - белый круговой огонь.
b)
 
Судно длиной менее 50 м может выставлять на наиболее видном месте белый круговой огонь вместо огней, предписанных пунктом (а) этого Правила.
c)
 
Судно на якоре может, а судно длиной более 100 м должно использовать также имеющиеся рабочие или другие равноценные огни для освещения своих палуб.
d)
 
Судно на мели должно выставлять огни, предписанные пунктами (а) или (b) этого Правила, и, кроме того, на наиболее видном месте:
(i) два красных круговых огня, расположенные по вертикальной линии;
(ii) три шара, расположенные по вертикальной линии.
e)
 
Судно длиной менее 7 м на якоре, когда оно не находится в узком проходе, на фарватере, месте якорной стоянки или вблизи от них, а также в районах, где обычно плавают другие суда, не обязано выставлять огни или знаки, предписанные пунктами (a) и (b) этого Правила. 
f) Судно длиной менее 12 м на мели, не обязано выставлять огни и знаки, предписанные подпунктами (i) и (ii) пункта (d) этого Правила. 
Правило 31. Гидросамолеты  
  Если гидросамолет практически не может выставлять огни или знаки, которые по своим характеристикам или расположению отвечали бы требованиям Правил этой части, он должен выставлять огни и знаки, которые по своим характеристикам и расположению были бы настолько близки к требованиям Правил, насколько это возможно.

Перейти к оглавлению.