образование научно исследовательские организации судостроение общественные организации музеи


модели подводных лодок

аренда генераторов
ЦНИИ "ГИДРОПРИБОР"

ЦНИИ "ГИДРОПРИБОР" - Государственный научный центр Российской Федерации (ГНЦ РФ), является ведущим научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом в области создания подводного морского оружия и подводно-технических средств специального назначения. Почти за 60-летнюю историю своего существования институт разработал и сдал на вооружение Военно - Морского Флота страны десятки образцов оружия различного назначения.

Основой разработок подводного морского оружия служили достижения российской науки и технической мысли, блестящие решения отечественных изобретателей и мастеров.

В 2000 г. исполнилось 135 лет со дня изобретения торпеды, 193 года - первой мины, 105 лет -первого трала и 110 лет - организации производства морского подводного оружия.

Вся дальнейшая история оружия показывает, что достижения ЦНИИ "Гидроприбор" базиуются на мощном фундаменте как в научной, так и в производственной деятельности.

Непосредственными предшественниками ЦНИИ "Гидроприбор" были Остехбюро, ЦКБ-36, ЦКБ-39, конструкторские бюро ряда заводов оборонного профиля.

В царское время была создана 26 августа 1914 г. Центральная научно-техническая лаборатория Военного ведомства, в которой началась централизованная разработка морского оружия, а в последующем оружия, обеспечивающего боевую устойчивость подводных лодок и надводных кораблей.

В 1943 году был создан научно-исследовательский институт НИИ-400 - институт по разработке торпедного, минного и противоминного оружия, который в настоящее время носит имя ФГУП ЦНИИ "ГИДРОПРИБОР".

С самого начала работа института была направлена на проведение комплексных теоретических и экспериментальных исследований по реализации государственной концепции в области вооружения и военной техники, направленной на постоянное перевооружение Военно-Морского Флота современным подводным оружием.

Уже в 1950 году была создана первая отечественная самонаводящаяся противокорабельная торпеда САЭТ-50, в 1958 г.- противолодочная торпеда СЭТ-53 с пассивной системой самонаведения, в 1961 г. - противолодочная торпеда СЭТ-40 калибром 400 мм с активной системой самонаведения, противокорабельная электрическая торпеда МГТ-1 калибром 400 мм с пассивной системой самонаведения и противокорабельная электрическая торпеда САЭТ-60 с пассивной системой самонаведения, в 1965 г. - противолодочная торпеда СЭТ-65 с активно-пассивной системой самонаведения - одна из лучших в мировой практике.

Наряду с противолодочными торпедами для вооружения кораблей и подводных лодок создавались авиационные противолодочные торпеды.

В 1962 г. появилась 450-мм торпеда АТ-1, а в 1965 г. создана 533-мм торпеда АТ-2 с улучшенными характеристиками. Позднее начали разрабатываться только малогабаритные авиационные торпеды.

Параллельно с электрическими создавались тепловые торпеды. В 1949 и 1951 годах были приняты на вооружение тепловые торпеды 53-39ПМ и 53-51, оснащенные приборами маневрирования и неконтактными взрывателями.

Тепловая энергетика получила широкое распространение. В 1956 г. разработана противокорабельная прямоидущая кислородная торпеда 53-56 с прибором маневрирования и принципиально новым оптическим взрывателем, которая по транспортным характеристикам занесена в книгу Гиннеса и не превзойдена до настоящего времени по скорости хода.

В конце 60-х годов появилась кислородная торпеда 53-65К, ставшая одной из самых массовых торпед ВМФ СССР.

В начале 70-х годов на вооружении многоцелевых атомных подводных лодок появились первые 650-мм противокорабельные торпеды, имевшие значительно большие дальность и скорость хода.

Первые отечественные авиационные донные неконтактные мины разработаны в 1942 году-это малая и большая авиационные мины АМД-1-500 и АМД-1-1000, предшественником этих мин была донная неконтактная мина "Мираб".

К концу войны (в 1945 г.) появились их улучшенные образцы - АМД-2-500 и АМД-2-1000. Все эти мины предназначены для поражения как надводных кораблей и судов, так и подводных лодок.

В 1954 г. разработаны качественно новые образцы - модернизированная большая мина АМД-2М и большая донная мина ИГДМ, в которой использовался гидродинамический канал.

В 1957 г. ВМФ получил на вооружение малую донную мину ИГДМ-500, в 1959 г. - трубную донную мину МДТ и большую донную мину "Серпей", а начиная с 1961 г. - уникальные донные мины семейства УДМ. В 1979 г. была создана УДМ-2 с принципиально новыми тактико-техническими характеристиками. На базе "семейства" мин УДМ в последующие годы появились современные их аналоги для экспортных поставок.

Современные донные мины имеют многоканальные взрыватели с датчиками, реагирующими на различные физические поля кораблей.

Дальнейшее развитие отечественные донные мины получили в минах нетрадиционного типа - самотранспортирующихся, идея разработки которых родилась в 70-х годах. Первая отечественная мина такого типа (МДС-1) разработана с использованием энергосиловой установки одной из серийных торпед. Конструктивно мина состоит из минного модуля и носителя.

Наряду с донными разрабатывались и якорные мины, основными носителями которых были надводные корабли: в 40-50-ые годы - мины КБ, КБ "Краб"; в 1956 г. - мина ГМ; в 1957 г. - средняя мина КСМ, акустическая мина КАМ, контактная противодесантная мина КПМ. На базе ГМ и КСМ были созданы унифицированные мины УГМ и УКСМ.

Основными направлениями послевоенного развития якорных мин стало создание новых мин с неконтактными взрывателями различных типов, включая и антенные.

Другим направлением развития якорных мин явилось создание противолодочных и универсальных по целям мин, ставящихся с подводных лодок. К этим минам можно отнести неконтактные мины ПМ-1 (акустическая) и ПМ-2 (антенная, подледная). Приняты на вооружение ВМФ соответственно в 1959 и 1965 годах.

В 1957 г. была создана первая в мире реактивно-всплывающая мина КРМ. Теоретические, тактические обоснования были заложены в 1947 году.

Мина КРМ послужила базой для создания принципиально нового класса реактивно-всплывающих мин: РМ-1 (1961 г.), РМ-2 (1963 г.) и ПРМ (1968 г.).

В 60-е годы началось создание принципиально новых минных комплексов - атакующих мин-ракет и мин-торпед.

Первыми такими минными комплексами, принятыми на вооружение ВМФ в начале 70-х годов, были противолодочные мины-ракеты ПМР-1 и ПМР-2, не имеющие зарубежных аналогов до настоящего времени, и противолодочная мина-торпеда ПМТ-1.

В ходе дальнейшего совершенствования на основе указанных комплексов появилась возможность создания универсальной по целям шельфовой мины МШМ.

В ЦНИИ "Гидроприбор" разработаны, внедрены в серийное производство и в эксплуатацию практически все виды и образцы противоминного вооружения, многие из которых в настоящее время состоят на вооружении российского ВМФ и ВМС ряда зарубежных стран.

В середине 40-х годов на вооружение была принята серия контактных тралов МТ (МТ-1, МТ-2, МТ-3), для оснащения рейдовых, базовых и морских тральщиков.

В конце 50-х годов был разработан быстроходный контактный трал БКТ. В конце 60-х - начале 70-х годов разрабатываются глубоководные контактные тралы типа ГКТ (ГКТ-2 и ГКТ-3). Дальнейшим развитием ГКТ-3 стало создание модернизированного варианта ГКТ-3М. Большим достижением явилось создание в 80-х годах нового поколения глубоководных тралов типа ТОК-1, ТОК-2, в которых впервые в мире была осуществлена возможность изменения в широких пределах глубин хода без выборки трала для перенастройки на корабль.

Для траления якорных мин, установленных в придонном варианте, были разработаны: придонный парный трал ППТ и парный глубоководный контактный трал ПГКТ-1.

В конце 60-х годов для траления донных мин создается парный донный сетевой трал ПДСТ, не имеющий аналогов за рубежом.

Для применения с вертолетов-тральщиков в 60-70 годах разработаны специализированные тралы ВКТ-1 и ВКТ-2. С вертолетов-тральщиков могли применяться также и тралы ГКТ-3 и ГКТ-3М в специальной комплектации.

Одновременно создавались и совершенствовались неконтактные тралы. В 1946 г. на вооружение ВМФ поступил петлевой электромагнитный трал ПЭМТ-3, а в начале 50-х годов - ПЭМТ-4. Конструкция трала ПЭМТ-4 оказалась настолько удачной, что он до настоящего времени состоит на вооружении российского ВМФ и ВМС ряда стран.

В начале 50-х годов был разработан мощный электродный трал ТЭМ-52, а затем ТЭМ-52М. В начале 60-х годов создан трал ТЭМ-2 с более совершенной аппаратурой управления.

В 60-е годы был разработан более мощный электромагнитный трал ТЭМ-3, имеющий электродный и петлевой варианты, а в начале 70-х годов - более мощный трал ТЭМ-4.

В 80-е годы на замену ТЭМ-3 и ТЭМ-4 на новой элементной базе поступил на вооружение трал ТЭМ-3М.

Наряду с развитием электромагнитных тралов создавались и акустические тралы: БАТ-2, АТ-2, АТ-3, АТ-5, АТ-6.

В начале 70-х годов создаются вертолетный электромагнитный трал ВНТ-1, а позднее ВНТ-2.

В середине 80-х годов был разработан вертолетный неконтактный трал ВНТ-3, в котором впервые в мире использован эффект "сверхпроводимости".

Универсальными средствами борьбы с минами явились разработанные институтом шнуровые заряды ШЗ-1, ШЗ-2, ШЗ-3 и БШЗ, а также УЗП.

Постоянное совершенствование минного оружия, появление мин с элементами "искусственного интеллекта" заставило в противоминной обороне перейти на более высокий качественный уровень - создание искателей мин.

Были созданы и переданы ВМФ буксируемые телевизионные искатели-обнаружители донных мин, электромагнитные и комбинированные, а также телеуправляемые самоходные подводные аппараты.

Для повышения боевой устойчивости подводных лодок и надводных кораблей институтом был также разработан и передан флоту ряд современных образцов средств гидроакустического противодействия(самоходных, дрейфующих и буксируемых)

Для решения многоплановых задач институт располагает высококвалифицированными научными, инженерно-техническими и рабочими кадрами, уникальным производственным и лабораторно-стендовым оборудованием, опытовыми судами и кораблями для обеспечения натурных испытаний, испытательными морскими полигонами.

В настоящее время в ГНЦ РФ ЦНИИ "Гидроприбор" трудятся высококвалифицированные специалисты, в том числе 90 докторов и кандидатов наук.

Научно-технический потенциал научных работников института, накопленный при разработке морского подводного оружия, служит основательной платформой при реализации проектов двойного назначения. Ученые и специалисты ЦНИИ "Гидроприбор" выпустили монографию "Привязные подводные системы. Прикладные задачи статики и динамики", в которой обобщены современные представления и методы решения задач динамики подводных привязных систем. Содержание монографии носит прикладной характер, направлено на усовершенствование процесса проектирования, в ней приведены малоизвестные и новые решения теоретических и практических задач динамики подводных привязных систем.

http://www.gidropribor.ru/

Главная Морская столица История Организации Кают компании Гарнизоны Фото-видео Новости
Онлайн оценка аренды квартир у метро Чкаловская chel.ocenkaek.ru