"подводная лодка"
интернет-магазин
"подводный флот россии" форум энциклопедия подводных лодок
- до 1901
1901-1917
1917-1945
1945 - по настоящее время
» подводные лодки дизельные
» подводные лодки атомные
» подводные аппараты
нереализованные проекты
персоналии литература книга памяти фотоархив


продвижение сайта петербург

аренда генераторов
"Fulton", "Сом" Тип «Сом»

фотография:


историческая справка:


1901 год
Заложена на верфи "Holland Torpedo Boat С" в Сан-Франциско (США) под наименованием "Fulton";

1901 год 12 (2?) июня
Спущена на воду;

1902 год 28 апреля
Вышла из Нью-Йорка в Чесапикскую бухту в сопровождении парохода "Норфолк". В самом начале этого перехода на лодке произошел взрыв скопившегося в прочном корпусе "гремучего газа", вызванный электрической искрой. Корабль серьезных повреждений не получил, но через выбитые заклепки соленая забортная вода попала в АБ, вызвав образование ядовитого хлорного газа. Командир, четверо подводников и австрийский морской офицер получили ожоги. Экипаж был отравлен хлорным газом;

до 1904 года
Испытания лодки в рекламных целях;

1904 год 28 апреля
С Невским заводом, как с представителем фирмы "Голланд", был заключен договор на покупку ПЛ с доставкой ее в готовом и исправном виде без торпедного оружия в один из портов Балтийского моря;

1904 год 31 мая
Приказом Морского ведомства получила название "Сом". Зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии;

1904 год 13 июня
Была отправлена из Америки на пароходе "Менатик" под названием "паровой котел";

1904 год 1 июля
Прибыла в Кронштадт в адрес директора Невского завода. Из Кронштадта "груз" отправили в Петербург на Невский завод, где на лодку были установлены аккумуляторы и снятые при транспортировке механизмы;

1904 год 6 сентября
Завершение сборки лодки;

1904 год 26 сентября
Перешла в Бьерке-Зунд, где были проведены ходовые испытания. Комиссия признала лодку годной "для прибрежной обороны";

1904 год 10 октября
Перешла в Морской канал, где приступила к обучению экипажей;

1904 год 15 ноября - 29 декабря
Была погружена на специальную железнодорожную платформу и отправлена во Владивосток, куда прибыла 29 декабря 1904 г;

1905 год 1 февраля
Во Владивостоке ПЛ была окончательно собрана, испытана и готова к плаванию, однако ее боевое использование задержалось из-за отсутствия торпед. Русским правительством для подводных лодок иностранного производства были заказаны на заводе Шварцкопфа в Берлине 75 торпед калибром 45 см и длиной 355 см.;

1905 год 9 февраля
К Владивостоку близко подошли японские корабли. ПЛ был дан приказ выйти в море и атаковать неприятеля, но из-за отсутствия торпед приказ пришлось отменить. В этот период лодка отрабатывала боевые задачи;

1905 год февраль
В середине февраля ПЛ вместе с ПЛ "Дельфин" выходила на разведку без торпед;

1905 год 27 марта
В Бухте Владивостока участвовала в учениях по прорыву противолодочной сети на рейде Владивостокска. Прорвав сеть ПЛ всплыла, произвела условный пуск торпеды и с частью сети, которая опутала корпус дошла до пристани порта;

1905 год 29 марта
Прибытие во Владивосток торпед;

1905 год 13 апреля
Произвела первую практическую стрельбу, торпеды вышли нормально;

1905 год
Во время русско-японской войны боевая деятельность ПЛ сводилась к несению дозорной службы, ведению ближней разведки и охране своего побережья в районе Владивостока. ПЛ за 6 месяцев боевых действий прошла 1318 миль над водой и 93 мили под водой, удалялась от Владивостока на расстояние до 120 миль. Наибольшая продолжительность пребывания лодки в море составила 8 суток, из них под водой 16 час. 35 мин., при наибольшей продолжительности пребывания под водой до 1,5 часов;

1905 год 28 апреля
При ведении разведки и несении дозорной службы русским подводным лодкам в районе Владивостока лишь в одном случае удалось обнаружить японские военные корабли. Это произошло 28 апреля 1905 г., когда ПЛ "Дельфин", "Касатка" и "Сом" находились в районе бухты Преображения, расположенной в 70 милях от Владивостока. ПЛ "Сом", несколько отставшая от других ПЛ, обнаружила 2 японских миноносца. Во время погружения для начала атаки ПЛ была обнаружена и обстреляна одним из миноносцев. Попаданий в лодку не было. Погрузившись на глубину 12 метров, ПЛ начала маневрировать для выхода в атаку. Подняв через несколько минут перископ, командир увидел, что миноносцы уходят. Лодка всплыла, чтобы продолжить атаку в позиционном положении, но неожиданно опустившийся туман скрыл миноносцы;

1905 год 13 июня
Вошла в состав Отдельного отряда миноносцев Владивостокского отряда крейсеров;

1905 год 16(19?) августа
Выход из строя бензинового двигателя (на полном ходу, по вине экипажа);

1905 год август - октября
Ремонт двигателя;

1906 год 19(11?) марта
Отнесена к классу подводных лодок;

1913 год
Прошла капитальный ремонт;

1914 год декабрь
ПЛ "Сом" и "Щука" срочно погрузили на железнодорожные платформы и вместе с командами отправили в Севастополь, куда они прибыли в первой половине января и были включены в состав Черноморского флота. Обе ПЛ совершили переход из Севастополя в Одессу, где их включили в систему обороны порта;

1915 год январь - июль
"Сом" и "Щука" поочередно несли дозорную службу на дальних подступах к порту;

1915 год июль
ПЛ была погружена на железнодорожную платформу и отправлена на Балтику в Петроград и была включена в состав Балтийского флота. Из Петрограда своим ходом пришла к новому месту базирования - базу Мариэхамн. ПЛ неоднократно выходила на дежурство утром на рассвете, а с темнотой возвращаясь на базу. Успехов не добилась;

1916 год 10 мая (в источнике №8 - 26 июля, скорее всего ошибочно)
В 4 часа утра ПЛ "Сом", осуществлявшая патрулирование в районе Оландсгафа, погибла при подводном столкновении (в некоторых источниках это столкновение называется - тараном) со шведским пароходом "Ингерманланд". Как засвидетельствовал капитан парохода, он заметил перископ, возвышающийся над водой на 1 м, на расстоянии 150 м. Лодка шла параллельным курсом, а затем повернула к пароходу. Решив, что его хотят осмотреть, капитан застопорил ход. Перископ внезапно скрылся под воду, а лодка ударила пароход в подводной части. Больше лодка не показывалась. Вместе с лодкой погиб и ее экипаж - 2 офицера и 16 нижних чинов.

командиры:


1. Калдвелл Х.Х (Caldwell H.H., ВМС США, ..?..-04.1902-..?..)
2. Трубецкой В.В. (13.09.1904-02.11.1905-01.02.1906)
3. Штер А.П. (врид 22.10/02.11.1905-23.02.1906)
4. Домерщиков М.М. (22.08-12.06.1906)
5. Блюменталь В.И. (01.07.1907-1907)
6. Майдель 2-й В.Э., барон (08.01.1907-15.12.1907)
7. Лагидзе И.Б. (врид 17.12.1907-1907)
8. Гаевский Н.-М.Д. (врид 21.05-03.07.1908)
9. Голубев В.В. (30.05.1908-13.07.1912)
10. Петров С.Н. (врид 08.03-02.05.1910)
11. Вальронд 1-й Р.К. (20.07-31.10.1910)
12. Лагидзе И.Б. (врид 08.01.1912-...1912)
13. Фон Дихт Г.Е. (врид 27.07-17.11.1912)
13. Бохенский Ф.Ф. (17.11.1912-22.08.1914)
15. Копьёв М.В. (19.08.1914-21.03.1916)
16. Бугураев Х.К. (...1916-10.05.1916)

список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
3. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
4. Рассол И.Р. "Подводная лодка "Дельфин"", издательство "Гангут", Санкт-Петербург, 2000г.
5. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
6. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
7. Александров Ю.И. «Отечественные подводные лодки до 1918 года» ВТС «Бастион» №6 2002г.
8. Тарас А.Е.«История подводных лодок 1624-1904» АСТ Москва, Харвест Минск 2002.

Главная Морская столица История Организации Кают компании Гарнизоны Фото-видео Новости