"подводная лодка"
интернет-магазин
"подводный флот россии" форум энциклопедия подводных лодок
- до 1901
1901-1917
1917-1945
1945 - по настоящее время
» подводные лодки дизельные
» подводные лодки атомные
» подводные аппараты
нереализованные проекты
персоналии литература книга памяти фотоархив


продвижение сайта петербург

аренда генераторов
Тип «Сом», тип «Голланд-7Р» («Holland - VIIR», США)

1. Количество подводных лодок проекта: 7


2. Изображение проекта:


ПЛ «Сом» до зимы 1908-1909 гг.

ПЛ постройки Невского завода


3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

США: Сан-Франциско. Верфь Льюиса Никсона (1)

1

«Сом»

-

1901

02.06.1901

26.09.1904

до 31.06.1904 «Fulton»
10.05.1916 - погибла

РОССИЯ: Санкт-Петербург. Невский Завод (6)

2

«Щука»

-

10.05.1904

15.10.1904

17.06.1905

24-25.02.1918 – захвачена Германией

3

«Пескарь»

-

10.05.1904

10.1905

25.05.1906

Достраивалась в Либаве
24-25.02.1918 – захвачена Германией

4

«Стерлядь»

-

10.05.1904

1905

05.1906

Достраивалась в Либаве
24-25.02.1918 – захвачена Германией

5

«Белуга»

-

10.05.1904

10.1905

02.05.1906

Достраивалась в Либаве
24-25.02.1918 – захвачена Германией

6

«Лосось»

-

10.05.1904

09.1905

05.1906

01.05.1918 – захвачена Германией
24.11.1918 – захвачена Антантой
22-24.04.1919 – затоплена, поднята

7

«Судак»

-

1907

1907

1907

01.05.1918 – захвачена Германией
24.11.1918 – захвачена Антантой
22-24.04.1919 – затоплена, поднята


4. История проекта:


12 сентября 1903 г. Правление Невского судостроительного и механического заводов в Санкт-Петербурге подписало с американской фирмой «Holland Torpedo Boat», принадлежащей Дж. Голланду, договор о праве Невского завода в течение 25 лет осуществлять постройку ПЛ по проектам Голланда в России. 10 февраля 1904 г. Правление Невского судостроительного и механического завода в Петербурге предложило Морскому техническому комитету (МТК) построить подводные лодки по проекту "Голланд-7Р" («Holland-VIIR») (по данным А.Е. Тараса этот проект назывался "Голланд-9"). МТК "признал желательным приобретение" одной-двух лодок этого проекта. В связи с началом русско-японской войны, 27 февраля 1904 г. Невскому заводу был выдан заказ на постройку пяти лодок со сдачей в августе-сентябре 1904 г. Одновременно, 28 апреля 1904 г., у фирмы Голланда была куплена подводная лодка проекта "Голланд-7Р" («Holland-VIIR»), "Fulton", построенная в 1901 году в США. ПЛ было присвоено новое наименование "Сом". Закладка всех пяти лодок состоялась на Невском заводе 10 мая 1904 г., корпуса лодок строились из отечественных материалов, агрегаты и механизмы закупались в США и на Невском заводе лишь собирались. Из-за отсутствия опыта постройка этих лодок продвигалась медленно. Ходовые испытания первой лодки "Щука" начались только 15 июня 1905 г. Все пять заказанных лодок были сданы лишь к 25 мая 1906 г. Правление Невского завода не ограничилось постройкой пяти лодок и 4 июля 1907 г. предложило МТК построить еще одну подводную лодку этого типа. Отдел подводного плавания Главного управления кораблестроения (ГУК) поддержал это предложение. Ее испытания были закончены 22 ноября 1907 г. Лодке присвоено наименование "Судак". Обучение экипажей первых подводных лодок этой серии проводилось под руководством американских инструкторов.

Подводные лодки типа "Сом" были однокорпусными. Корпус имел веретенообразную форму, напоминающую "форму быстро плавающих рыб (дельфина)". Он отличался утолщенной носовой частью и узкими обводами кормовой части. Для повышения мореходности сверху прочного корпуса была установлена легкая надстройка.

Прочная рубка имела восемь иллюминаторов для наблюдения за обстановкой в позиционном положении. Для наблюдения и управления стрельбой на перископной глубине был установлен перископ системы Фосса. Управление подводной лодкой осуществлялось двумя парами вертикальных и горизонтальных рулей, расположенных крестообразно за гребным винтом. Балластные цистерны располагались в прочном корпусе и продувались сжатым воздухом на любой глубине вплоть до предельной. Лодки были оборудованы "автоматическим прибором для опоражнивания главной цистерны при опускании на глубину больше 60 ф.". Удобной была и система уравнительных цистерн.

Все ПЛ типа "Сом", находив­шиеся в составе Балтийского флота, с началом Первой Мировой войны были вооружены 37-мм орудием.

В процессе освоения ПЛ перископы Фосса заменены на более эффективные перископы системы Герца. Надстройка ПЛ "Сом" зимой 1908-1909 гг. переделана по образцу ПЛ постройки Невского завода.

В ноябре 1907 года ПЛ «Щука» принимала участие в опытах по плаванию подо льдом.

23 октября 1909 г. Главное Управ­ление кораблестроения и снабжении по результатам конкурса выдало заказ фирме "Л. Нобель" (С.Петербург) на изго­товление 5 дизелей мощностью 160 л.с. и весом 3,3 т для замены бензомоторов, обладавших повышенной взрывопожароопасностью. Из-за чрезмерного облег­чения дизели были ненадежными. На ПЛ "Белуга" был установлен керосиновый мотор фирмы Кертинг.

В целом лодки типа "Сом" положительно отличались от подводных лодок других проектов того времени. Они обладали сравнительно высокой скоростью хода, быстротой погружения, хорошей мореходностью, а также законченностью и продуманностью деталей. ПЛ этого типа находились в боевом строю до конца компании 1916 года.


5. Схема проекта:


Схема устройства ПЛ «Fulton»


1, 8, 9 - резервуары воздуха высокого давления; 2 - торпедозаместельная цистерна; 3 - компас; 4 - главная балластная цистерна; 3 - трюмный насос; 6 - аккумуляторная яма; 7 - топливная цистерна; 10 - торпедный аппарат; 11 - дифферентная цистерна; 12 - уравнительная цистерна; 13, 18 - вспомогательная цистерна; 14 - кингстон; 15 - бензиновый двигатель Отто-Дейц; 16 - муфта; 17 - упорный подшипник; 19 - гребной электромотор.


6. Тактико-технические данные проекта:


водоизмещение            надводное                      -   105 (110?) т
                                    подводное                       -   124 (122?) т (у ПЛ «Сом» - 120 т)
длина                                                                  -   19,8 (20,85?) м (у ПЛ «Сом» - 19,3 м)
ширина                                                               -    3,6 м (у ПЛ «Сом» - 3,58 м)
осадка средняя                                                   -   2,9 м
скорость                       в надводном положении  -   8,5
                                    в подводном положении   -   6,0
дальность плавания      в надводном положении  -   430 - 500 миль
                                    в подводном положении   -   30 - 40 миль
экипаж                                                                -   22 (18?) человека (2 офицера)
двигатель                     бензиновый                     -   1х160 л.с.
                                    электромотор                   -   1х70 л.с.
                                   
число гребных валов       -   1
число гр. АБ (ф. "Мэто") х число эл. в группе       -   2 х 20
емкость АБ, А.час.                                              -   1900
материал (толщина, мм):
                                    прочн. корпуса                -   мягкая март. сталь (7,5), бронза(9,5)
                                    надстройки                      -   сталь(4,5-6,3)
время непрер. пребывания под водой, час.          -   15
автономность, сут.                                               -   8
запас плавучести, %                                           -   18,1
вооружение                  457мм НТА                      -   1 шт. (боекомплект – 3 торпеды)
                                    орудие 37мм                   -   1 шт. (устанавливалось дополнительно)
глубина погружения                                             -   до 30 м


7. Источники:


- "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 1, Санкт-Петербург, 1994г.
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
- Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- Рассол И.Р. "Подводная лодка "Дельфин", Гангут, Санкт-Птербург, 2000г.
- Тарас А.Е. "История подводных лодок (1624-1904)", Харвест, Минск, 2002г.



Главная Морская столица История Организации Кают компании Гарнизоны Фото-видео Новости