"подводная лодка"
интернет-магазин
"подводный флот россии" форум энциклопедия подводных лодок
- до 1901
1901-1917
1917-1945
1945 - по настоящее время
» подводные лодки дизельные
» подводные лодки атомные
» подводные аппараты
нереализованные проекты
персоналии литература книга памяти фотоархив


продвижение сайта петербург

аренда генераторов
Тип «Нарвал» (проект «Голланд-31А» (Holland-XXXIA), США)

1. Количество подводных лодок проекта: 3


2. Изображение проекта:


ПЛ «Кит» и «Нарвал»


ПЛ «Кашалот» (с двумя парами ТА на палубе)


3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Невский Завод (3)

1

 «Нарвал»

-

12.1911

11.04.1915

23.08.1915

 Достраивалась в Николаеве
 01.05.1918 – захвачена Германией
 24.11.1918 – захвачена Антантой
 22-24.04.1919 – затоплена

2

 «Кит»

-

12.1911

04(05).1915

14.10.1915

 Достраивалась в Николаеве
 01.05.1918 – захвачена Германией
 24.11.1918 – захвачена Антантой
 22-24.04.1919 – затоплена, поднята

3

 «Кашалот»

-

12.1911

22.08.1915

13.05.1916

 Достраивалась в Николаеве
 01.05.1918 – захвачена Германией
 24.11.1918 – захвачена Антантой
 22-24.04.1919 – затоплена


4. История проекта:

 

В 1907 г. была утверждена "малая кораблестроительная программа", предусматривавшая и строительство трех подводных лодок для Черноморского флота. Морской генеральный штаб разработал требования к основным тактико-техническим элементам и 3 июня 1909 года г. разослал их заинтересованным отечественным заводам. На конкурсе было рассмотрено 16 проектов. Комиссия, составленная из офицеров подводного плавания, отдала предпочтение проектам, представленным Невским и Балтийским заводами. Невский завод предлагал строить лодки по проекту фирмы "Голланд", Балтийский завод представил проект И.Г. Бубнова. На предложение представить более под­робный проект с учетом дополнительных требований (в частности, увеличение скорости хода) Невский завод уведомил, что это возможно для ПЛ водоизмещением 750/950 т при цене 2 млн. 250 тыс. руб. Будучи заинтересованным в постройке ПЛ, отличных от "русского типа" для выбора "лучшей в дальнейшем строи­тельстве" ПЛ, Морской Технический Комитет (МТК) настоял на передаче заказа на 3 ПЛ Невскому заводу. Правление Товарищества Невского судостроитель­ного механического завода в Петербурге 1 марта 1911 г. представило два проекта ПЛ Голланда: типа 10С водоизмещением 455/613 т со скоростью 15/11,5 узлов и проект, составленный по заказу МТК, водоизмещением ок. 850 т со скоростью хода 18/12 узлов, без чертежей и расчетов, что не удовлетворяло условиям МТК. 4 июня 1911 г. Невский завод представил новый проект ПЛ типа 31А с приложением чертежей, который и послужил предметом дальнейшего рассмотрения и заказа 3 ПЛ типа "Голланд-31А" в рамках программы усиления Черноморского флота. 4 июля 1911г. МТК рассмотрел проект и признал целесообразным уменьшить скорость до 16/11 узлов при увеличении дальности плавания под водой в течение 2 часов при скорости 11 уз. и еще 40 мин. со скоростью 4-5 уз. Цена за 1 ПЛ установлена в 1 млн. 600 тыс. руб. Продолжительность пост­ройки - 28 месяца (окончательно - 24 месяца). 9 июля 1911 г. выдан заказ Невскому заводу на постройку 3 ПЛ со сроком начала испытаний - 9 июля 1913 г.

В ноябре 1911 г. на Невском заводе закончили прокатку металла, а в декабре на стапелях выставили первые корпусные конструкции общей массой 167 т. В качестве главных двигателей надводного хода предполагалось установить два дизеля по проекту германской фирмы MAN мощностью по 850 л.с. Главные электромоторы были заказаны заводу "Сименс и Гальске", электрооборудование поставляло Русское общество "Всеобщая компания электричества" и "Шуккерт и Ко", аккумуляторные батареи поставляла фирма "Мэто", компрессоры, воздухохранители и помпы изготавливались в США, перископы - в Италии. Строительство велось на Невском заводе в С.-Петербурге, а сборка осуществлялась в г. Николаеве отделением Невского завода. Лодки получили названия "Нарвал", "Кит" и "Кашалот".

Изготовление дизелей с самого начала вызвало трудности. Фирма MAN изготовила первую пару двигателей только в мае 1914 г., двигатели эти в Россию так и не были доставлены. Поэтому 1 ноября 1914 г. ГУКиС заключил контракт с американской фирмой "New-London" на поставку 12 дизелей мощностью по 160 л.с. из расчета по 4 на каждую лодку, которые в январе 1915 г. были доставлены на пароходе Добровольного флота "Тамбов" во Владивосток и затем перевезены в Николаев. На каждой линии вала было установлено последовательно два дизеля. Кормовые дизели работали непосредственно на гребной вал, носовые дизели соединялись с кормовыми с помощью передаточного вала и двух пар шестерен и могли отключаться. Прочный корпус был разделен водонепроницаемыми переборками на семь отсеков, что существенно повышало живучесть. Снаружи прочный корпус закрывался легким корпусом, т.е. лодки этого типа были двухкорпусными (на протяжении 44% длины в средней части ПЛ). ПК был разделен 6 прочными водо­непроницаемыми переборками, рассчи­танными на 1 атм. Все управление ПЛ было сосредоточено в 3 отсеке, 6 и 7 отсеки занимали двигатели надводного и под­водного хода. Верхнюю часть ПК при­крывала проницаемая надстройка. Проч­ная рубка с ограждением и 2 люками служила также для выхода экипажа. Все балластные цистерны (в оконечностях и в средней части) заполнялись самотеком. Цистерны в ПК продувались сжатым воздухом, из остальных балласт отка­чивался помпами через коробчатый киль, служивший главной осушительной ма­гистралью. Но уже во время испытаний выяснилось, что откачивание главного балласта через общий киль неудачно, лучше иметь специальный трубопровод. В ЦП находился автомати­ческий клапан продувания ЦГБ, если глубина погружения превосходила 50 м. От автоматического клапана имелся привод в рубку, что позволяло командиру самостоятельно продувать цистерны на любой глубине. Запас воздуха был в 3,2 раза больше чем на ПЛ "Морж". Время заполнения ЦГБ - 1 мин. Время перехода из позиционного в подводное - 40-50 сек., т.е. ПЛ типа "Нарвал" – первые быстропогружающиеся ПЛ русского флота. Лодки типа "Нарвал" хорошо управлялись в вертикальной плоскости. Верхнюю часть прочного корпуса прикрывала легкая надстройка, улучшавшая мореходные качества. Форма корпуса лодки обеспечивала хорошие ходовые качества. Лодки были снабжены одним надводным и двумя подводными якорями.

Предусматривались два спаса­тельных буйка, спасательные люки и (по спецификации) спасательные костю­мы.

Первоначально вооружение предус­матривало по два носовых и кормовых ТА с запасным комплектом торпед и два спаренных поворотных ТА (в нос и в корму от рубки). Поскольку такие аппараты в России не производились, на ПЛ "Нарвал" и "Кит" поставили по 8 ТА системы Джевецкого (но без запасных торпед), а на ПЛ "Кашалот" - 4 ТА системы Джевецкого-Подгорного, но с запасными тор­педами. Установлено артвооружение.

Самым ненадежным элементом лодок типа "Нарвал" были нештатные двигатели фирмы "New-London", которые оказались слишком "малосильными и легкими, со слабым коленчатым валом", что приводило к частым поломкам. Во избежание поломок двигателей или их резкого сокращения было принято решение о запрещении на подводных лодках "Кит" и "Кашалот" пользоваться одновременно носовыми и кормовыми двигателями. На подлодке "Нарвал", где механическая передача была заменена на электрическую, на практике также пользовались при больших переходах только одной парой двигателей. Это привело к снижению скорости хода до 6,5 узлов, хотя при этом дальность плавания на подлодках "Нарвал" и "Кит" возросла до 3500 миль, а на подводной лодке "Кашалот", где был предусмотрен запас смазочного масла, до 4800 миль. Время зарядки АБ - 20 часов вместо 12 по проекту.

В целом постройка подводных лодок типа "Нарвал" стала важной вехой в развитии подводного кораблестроения в России.


5. Схема проекта:


Укрупненная схема (111,1 Кб)


Общее расположение подводных лодок типа "Нарвал" (Голланд 31 А)

1 - воздухохранители, 2 - гребные электромоторы, 3 - подводные якоря, 4 - вертикальный руль, 5 - привод вертикального руля,
6 - трубча­тые торпедные аппараты, 7 - кормовая балластная цистерна, 8 - вентиляционные трубы, 9 - главная электростанция,
10 - гаэовыхлопной коллектор, 11 - дизель-моторы, 12 - поворотные торпедные аппараты, 13 - перископы, 14 - боевая рубка,
15 - кают-компания и каюты офицеров, 16 - командное помещение, 17 - шпиль, 18 - якорь Паркера, 19 - привод горизонтальных рулей,
20 - водонепроницаемая палуба, 21- носовая балластная цистерна, 22 - коробчатый киль, 23 - топливная цистерна,
24 - аккумуляторная батарея, 25 - уравнительные цистерны, 26 - носовые горизонтальные рули,
27 - запасные торпеды (только на ПЛ «Кашалот»), 28 - центральный пост управления, 29 - помещение кондукторов,
30 - междубортные балластные цистерны, 31 - гребной вал, 32 - дифферентные цистерны


6. Тактико-технические данные проекта:


Водоизмещение, т:

- надводное                                          621

- подводное                                          994 (912?)

Длина наибольшая, м.                                      70,2

Ширина корпуса, м.                                          6,5

Осадка средняя, м.                                          3,4 (3,4?)

Запас плавучести,%                                         60

Архит.-конструкт, тип                                        двухкорпусной

Глубина погружения (рабочая/ предел.), м.       45/100

Материал:

-наружного корпуса                              сталь

- рубки                                                  немагнитная сталь

Автономность, сут.                                           12,5

Время непр. пребывания под водой, час           24

Экипаж, чел.                                                     35(47?)

Энергетическая установка:

- тип                                                     дизель-электрическая

- тип двигателей надводного хода         дизели

- число х мощность двигателей НХ

в проекте                                  2х850 л.с.

фактически                               4х160 л.с.

- тип двигателей подводного хода         электромоторы

- число х мощн. двигателей ПХ , л.с.     2х245

- число групп АБ х число эл. в группе   2х60

- число гребных валов                          2

Скорость хода (проектн./фактич.), уз.:

- наибольшая подводная                      11,5-12,0/9,8-11,3

- наибольшая надводная                      16/12-13

- экономическая подводная                  4-5/4,15

- экономическая подводная                  10

Дальность плавания (проектн./факт.), мили (при скорости хода, уз.):

- подводная                                          19,5(11,5) или 130-150(4-5)/ 19,5(9,8) или 103(4,15)

- надводная                                          3000(10)/3500-4800(6,5)

Вооружение:

Торпедное:

- калибр ТА, мм.                                   457

- число трубчатых носовых ТА              2

- число трубчатых кормовых ТА            2

- число ТА Джевецкого                          4 (“Кашалот”), 8 ("Нарвал" и "Кит")

-общее число торпед                            12

Артиллерийское (с 1915 г.):

- число х калибр АУ, мм.                       2х76 ("Кашалот"), 2х75 ("Нарвал" и "Кит")

- число х калибр пулеметов, мм.           2х7,62 (на всех ПЛ)

Средства наблюдения и связи:

- 2 перископа системы Герца ф. "Оффигеоне Галлилео" (Италия)

- радиостанция с дальностью действия около 100 миль

- переносной прожектор


7. Источники:


- "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 1, Санкт-Петербург, 1994г.
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
- Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.


Главная Морская столица История Организации Кают компании Гарнизоны Фото-видео Новости