фотография:
историческая справка:
1911 год 25 июня командиры:
1. Беляев А.М. (1914-1915) список источников:
1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 1, Санкт-Петербург, 1994г.
Заложена на Отделении Балтийского Завода в Николаеве;
1911 год 11 октября
Зачислена в списки кораблей ЧФ;
1913 год 15 сентября
Спущена на воду;
1915 год март
Установлены двигатели Дизеля;
1915 год март
В начале марта Перешла из Николаева в Севастополь;
1915 год 8 апреля
Начало испытаний (?). В некоторых источниках это дата ввода в строй;
1915 год 30 апреля
Окончание испытаний. Вошла в строй;
1915 год
Проводились испытания подводной сигнализации, предложенной инженером Р. Ниренбергом;
1915 - 1917 год
Участвовала в 1-й мировой войне: поисковые действия на коммуникациях противника у берегов Турции, несение позиционной и
разведывательной службы на входе в пролив Босфор, наведение и прикрытие главных сил флота. Уничтожила и захватила 3
больших парусных судна, 5 малых парусников и пароход (по другим данным: 2 парохода и 9 парусных и парусно-моторных
судов);
1915 год 14 ноября
У Босфора атаковала линкор "Гебен" ("Goeben") с дистанции 18 кабельтов. Торпеда прошла за кормой линкора. После этого линкор
перестали использовать для охраны турецких транспортов;
1916 год 16 (13?) апреля
Уничтожила торпедой стоявший на мели пароход "Дубровник" ("Dubrovnik"), ранее торпедированный подводной лодкой "Тюлень".
Стоящий рядом парусный бриг также затонул;
1916 год 7 июня
Захватила в качестве трофея турецкий парусный бриг Бельгузар ("Belguzar") с грузом керосина (352 т) из Констанцы и по призовому
праву привела его 9 июня в Севастополь;
1916 год июль - декабрь
Совершила 7 боевых походов;
1917 год февраль - май
Совершила 4 боевых похода;
1917 год 10 февраля
Захватила у Босфора 3 парусника с зерном (один из них в 300 т). Так как призы нельзя было отвести в свой порт, они были
уничтожены;
1917 год 28 апреля
Вышла в очередной дозор на позицию к проливу Босфор в район мыса Эрегли;
1917 год 12 - 15 мая
Погибла со всем экипажем (42 человека) на позиции у берегов Турции в районе Эрегли по неизвестной причине (атака гидроплана,
мина или техническая неисправность). Однако посланные на поиск ПЛ миноносцы захватили пленных, которые показали, что 12 мая видели
бой подводной лодки с гидропланами. До этого одном из походов ПЛ попала под удар гидроплана. Одна из бомб срекошетировала за
борт, повредив наружный торпедный аппарат Джевецкого с боевой торпедой. Командир ПЛ А.С. Гадон, по возвращении в базу,
потребовал снятия наружных торпедных аппаратов и установки на ПЛ зенитного вооружения;
1996 год 28 июня
На безымянной могиле русских моряков на территории генерального консульства России в Стамбуле открыт памятник морякам
ПЛ "Морж";
2000 год 26 августа
У входа в пролив Босфор в Черном море в точке с координатами 41°22,45' с.ш./ 29°15,81' в.д. на глубине 90 м международная
подводная экспедиция обнаружила затонувшую неопознанную ПЛ, которую по характерным признакам наличия решетчатых торпедных
аппратов Джевецкого можно считать ПЛ "Морж" (если только это не французская "Тюркуаз"). Корпус ПЛ в кормовой
части разорван мощным взрывом.
2. Погорецкий В.В. (помощник командира 29.06.1915-04.10.1916)
3. Гофман С.А. (врид 1915)
4. Гадон А.С. (07.11.1916-...05.1917)
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Астропринт, Одесса, 2000г.
6. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
7. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
8. Информация с сайта http://win.www.morflot.tsi.ru/rus_flot_1696-1917/podlodki/type_main.html "Музей морского флота
России"