"подводная лодка"
интернет-магазин
"подводный флот россии" форум энциклопедия подводных лодок
- до 1901
1901-1917
1917-1945
1945 - по настоящее время
» подводные лодки дизельные
» подводные лодки атомные
» подводные аппараты
нереализованные проекты
персоналии литература книга памяти фотоархив


продвижение сайта петербург

аренда генераторов
"Минога" Тип «Минога»

фотография:


историческая справка:


1906 год 6 сентября
Заложена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге;

1907 год 14 июня
Зачислена в списки кораблей БФ;

1907 год 23 октября
Проведение гидравлических испытаний прочного корпуса;

1908 год 21 марта
В заводе пожаром была целиком уничтожена вполне собранная и принятая аккумуляторная батарея;

1908 год 11 октября
Спущена на воду;

1908 год 23 октября
Первый выход в Морской канал под одним из двигателей Дизеля (второй еще не был доставлен);

1908 год 26 октября
Готова к началу испытаний, но, выйдя из дамб Морского канала, встретила сплошной лед и вынуждена была вернуться на завод;

1908 год 7 ноября
Несмотря на сильные морозы, удалось произвести пробное погружение у причальной стенки. Вследствие сильных холодов и ледостава пришлось в дальнейшем ограничиться лишь испытаниями дизелей на швартовах;

1909 год апрель
Выходила на предварительные пробеги в Морской канал под двигателями Дизеля;

1909 год апрель
Поднята на стенку для установки свинцового киля;

1909 год май
В начале мая спущена на воду после необходимых доработок;

1909 год 7 июня
Выходила на предварительные пробеги под дизелями в Морской канал;

1909 год июль - сентябрь
В начале июля ушла в Бьерке на заводские испытания, которые продолжались около двух месяцев. По окончании испытаний был сменен гребной винт и в конце сентября лодка ушла на торпедные стрельбы;

1909 год октябрь
Приемные испытания. Вошла в состав БФ;

1913 год
Входила в состав 4-го дивизиона Дивизии ПЛ Балтийского моря;

1913 год 23 марта
Вышла из Либавы в практическое плавание. При отходе от пирса задним ходом подводная лодка ударилась об угольную баржу и потеряла укрепленный на ахтерштевне золоченый орел. Около 4-х часов дня командир приказал боцману Гордееву передать конвоирующему судну по семафору о своем намерении погрузиться. Боцман, передав сигнал, свернул семафорные флажки и засунул их под настил мостика рубки, причем флажки попали в открытый клапан шахты судовой вентиляции. При подготовке лодки к погружению не обратили внимания на то, что клапан вентиляции не закрылся (мешали флажки), вода начала поступать по трубе вентиляции в машинное отделение и лодка затонула. Она легла на грунт на глубине 30 метров. Продуть главный балласт командир запоздал. Он приказал отдать спасательный буй. Буй всплыл, к нему подошла шлюпка с конвоира, но никто не знал, как пользоваться телефоном, и связь установили только после изучения инструкции. После получения известия, что лодка всплыть не может, конвоир отправился с тревожными гудками в гавань. Трубу вентиляции разрубили, после чего попытались забить ее - пошел в ход китель командира, одежда и белье команды, но полностью прекратить поступление воды не удалось. Командир принял решение продуть кормовую балластную цистерну, что и было выполнено. Облегченная корма поднялась, на поверхности моря стал виден кормовой флаг. Вода залила аккумуляторы, размещенные в носовой части лодки и выделение хлора из аккумуляторов уменьшилось. На место аварии прибыли подъемный кран, килектор, буксиры с водолазами. Особо отличился при спасательных работах мичман К.Ф. Терлецкий. Водолазы завели стропы под корму лодки; около часу ночи корма лодки была поднята и на поверхности воды оказался кормовой входной люк. Через открытый мичманом Терлецким люк люди были эвакуированы из лодки и отправлены в госпиталь. Боцман Гордеев оказался в рубке и вышел оттуда около 5 часов утра, когда лодка была поднята выше и можно было открыть рубочный люк - его состояние оказалось лучше, чем у остальной команды. После откачки воды ПЛ была отбуксирована в порт и восстановлена;

1914 - 1916 год
Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам, оборона Виндавы (Вентспилс) в июне 1915 г. и Рижского залива в августе 1915 г.. прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота, совершила 14 боевых походов, несколько раз пыталась атаковать неприятельские корабли;

1914 год август (сентябрь?)
Возвращалась из похода. В шторм лодка должна была определиться по Люзерорту. Однако открывшийся маяк не походил на нужный. Командир решил подойти поближе, чтобы уточнить свое место. Неожиданно с хода лодка выползла на мель и легла почти на бок. Винт повис в воздухе. Оказалось, субмарина вышла к маяку Фильзанд у о. Эзель. В том районе плавание запрещалось, поэтому с острова срочно вылетел аэроплан, чтобы разобраться в обстановке. Гидросамолет долго кружил, пытаясь рассмотреть флаг на корме. Наконец, пилот разглядел андреевский крест и сел на воду, но так неудачно, что сломал самолет (поломался один из поплавков). Летчик рассказал подводникам, куда они попали, и лодка подняла нужный сигнал, по нему с Эзеля пришел катер и увел самолет на буксире. Командир лодки дал радио о происшествии и попросил прислать на помощь миноносец. Однако погода начала свежеть и, наполнив кормовую цистерну, команда добилась того, что винт ушел в воду. После этого, дав реверс дизелям, лодка сползла на глубокую воду, затем потихоньку вернулась в базу и встала в ремонт;

1914 - 1915 год
Зимой прошла капитальный ремонт;

1917 год
Переведена в Петроград. Участвовала в Февральской революции;

1917 год 25 октября
Вошла в состав Красного БФ;

1917 год осень
Направлена на капремонт;

1918 год 31 января
Выведена из боевого состава законсервирована и сдана к Петроградскому военному порту на хранение;

1918 год 10 ноября
Отправлена по железной дороге в Саратов, а оттуда на буксире по Волге до Астрахани;

1918 год 18 ноября
Перечислена в состав АКВФ (Военного флота Астраханского края);

1919 год 31 июня (июля?)
Вошла в состав ВКВФ (Волжско-Каспийской военной флотилии);

1919 год
Участвовала в гражданской войне: бой в Тюб-Караганском заливе в мае 1919 г.;

1920 год 5 июля
Вошла в состав МСКМ (Морские силы Каспийского моря). После гражданской войны находилась в порту на долговременном хранении;

1925 год 21 ноября
Исключена из состава РККФ в связи с передачей Комгосфондов для демонтажа и реализации и впоследствии разделана в Бакинском военном порту на металл.

командиры:


1. Бровцын 3-й И.А. (19/26.01.1908-31.12.1912)
2. Гарсоев А.Н. (10.12.1912/07.01.1913-06.09./04.11./05.12.13)
3. Фон Эльснер К.Н. (06.09.1913-01.02.1914, 04.02-12.10.1916)
4. Ильинский Н.Н. (12.09.1913-20.02.1915)
5. Кондрашев В.Н. (20.02.1915-04.02.1916)
6. Лагидзе И.Б. (14.11.1916-31.12.1916)
7. Иванов 14-й В.А. (18.12.1916-1918)
8. Марину А.А. (врид 01.04.1918-1918)
9. Головачёв Н.Н. (01.06.1918-15.09.1918)
10. Пуаре Ю.В. (15.09.1918-05.09.1920)

список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
6. Информация с сайта http://win.www.morflot.tsi.ru/rus_flot_1696-1917/podlodki/type_main.html "Музей морского флота России"

Главная Морская столица История Организации Кают компании Гарнизоны Фото-видео Новости