"подводная лодка"
интернет-магазин
"подводный флот россии" форум энциклопедия подводных лодок
- до 1901
1901-1917
1917-1945
1945 - по настоящее время
» подводные лодки дизельные
» подводные лодки атомные
» подводные аппараты
нереализованные проекты
персоналии литература книга памяти фотоархив


продвижение сайта петербург

аренда генераторов
Тип «Кайман» (проект С. Лэка, США)

1. Количество подводных лодок проекта: 4


2. Изображение проекта:


первоначальный проект водоизмещением 400т

1912 год

после 1914 года


3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Завод Крейтона на Охте (4)

1

«Кайман»

-

16.09.1905

28.11.1907

20.11.1909

24-25.02.1918 – захвачена Германией

2

«Аллигатор»

-

10.1905

03.05.1908

20.11.1909

3

«Дракон»

-

10-11.1905

14.06.1908

10.1910

24-25.02.1918 – захвачена Германией

4

«Крокодил»

-

10.1905
(11-12?)

10.07.1908

20.11.1909

24-25.02.1918 – захвачена Германией


4. История проекта:


Как показали испытания и последующая эксплуатация подводных лодок, поступивших на вооружение российского флота в период 1904-1905 гг., в том числе и типа "Осетр", они имели весьма ограниченный район действия и обладали недостаточными мореходными качествами. Будучи вполне пригодными, для выполнения прибрежных операций, они были совершенно неприменимыми для действий в открытом море или у отдаленных берегов противника. Опыт русско-японской войны показал необходимость таких лодок. Поэтому Морской технический комитет 4 января 1905 г. рекомендовал Морскому министерству создание или приобретение "лодок-крейсеров" увеличенного размера, с большей дальностью плавания и скоростью хода, достаточной для того, чтобы взаимодействовать с надводными кораблями. Еще в начале сентября 1904 г. С. Лэк предложил Российскому правительству построить в России десять подводных лодок водоизмещением 400т с надводной скоростью хода 16 узлов, дальностью плавания в 4000 миль, вооруженных 4 трубчатыми торпедными аппаратами и двумя 47-мм пушками, со скоростью погружения в подводное положение около 5 минут. Приемно-сдаточные испытания предполагалось совместить с переходом до Порт-Саида по пути во Владивосток. 15 февраля 1905 г. спецификация ПЛ была рассмотрена утверждена минным отделением Морского Технического Комитета, а 1 апреля 1905 г. был заключен контракт на постройку четырех таких подводных лодок на общую сумму 2 млн. долларов, со сроком сдачи головной лодки к 1 июня 1906 г. и остальных - в течение следующих трех месяцев, т.е. к 1 сентября 1906 г. Строительство корпусов было решено проводить в России, а механизмы и оборудование доставлять из США и других стран. Для разработки рабочих чертежей С. Лэк открыл после заключения контракта конструкторское бюро в Берлине. 3 июня 1905 г. С. Лэк заключил контракт с фирмой "В. Крейтон и К°" на строительство корпусов подводных лодок за 520 тыс. рублей, которые фирма производила на стапеле Охтинской верфи в Петербурге. Монтаж оборудования и достройка осуществлялись силами фирмы С. Лэка.

В конструктивном отношении подводные лодки типа "Кайман" являлись дальнейшим развитием лодок типа "Осетр". В проект "лодок-крейсеров" были заложены в основном все особенности предыдущих лодок С. Лэка: однокорпусная конструкция, система внутренних и наружных бал­ластных цистерн, деревянные надстрой­ки, камера для выхода водолазов, выд­вижные колеса для движения по грунту. Кроме кормовых ГР в средней части ПЛ были установлены "гидропланы" - бор­товые ГР, нейтрализующие остаточную плавучесть ПЛ. Обе пары ГР были свя­заны между собой. Пеналы запасных торпед должны были размещаться в над­стройке, 47-мм орудия - в рубке, водо­лазное отделение - в носовой оконечно­сти. Кроме внутренних балластных ци­стерн, роль балластных цистерн должны были выполнять носовая и кормовая части надстройки. В корпусе были расположе­ны две дифферентные (в оконечностях) и средняя цистерна, а также кольцевые, образуемые двумя стенками рубки. Для ускорения погружения лодок в подводное положение балластные цистерны, расположенные в надстройке, заполнялись помпами, а для заполнения балластных цистерн, расположенных в прочном корпусе, был применен кингстон большого размера. Была введена уравнительная цистерна для обеспечения нейтральной плавучести в подводном положении.

В мае 1907 г. строившимся лодкам были присвоены наименования - "Кайман" (головная), "Аллигатор", "Дракон" и "Крокодил". Условия контракта С. Лэк не выдержал. Рабочая документация непрерывно переделывалась, в результате чего поставка рабочих чертежей растянулась почти на два года. В ходе строительства по предложениям как самого С. Лэка, так и командиров лодок, вносились существенные изменения в первоначальный проект.

Из-за не сложившихся отношений администрации завода с представителями фирмы С.Лэка большая часть американских специалистов уже к декабрю 1906 г. вернулась в США, строительству мешали частые забастовки рабочих завода. На воду лодки были спущены только в 1908 г., но компания С. Лэка не гарантировала готовность лодок даже к концу 1909 г. Предварительные испытания первой лодки были начаты только в середине 1909 г. В процессе этих испытаний выявилась необходимость облегчения кормовой оконечности, что предопределило снятие якоря и колес. 1 августа 1909 г. на подводной лодке "Дракон" из-за небрежности команды при приемке бензина произошел взрыв паров бензина, повредивший часть механизмов. Низкое качество рабочих чертежей и отсутствие достаточного количества специалистов привели к тому, что работы велись крайне медленно. Поэтому 9 октября 1909 г. компанию С. Лэка отстранили от достройки и испытаний лодок и возложили эти обязанности на командиров лодок и личный состав. В этот же период был рассмотрен вопрос о перебазировании лодок на Дальний Восток. Был подобран пароход и составлен эскизный проект его переоборудования для транспортировки лодок. Однако, из-за дороговизны такой операции было решено лодки оставить на Балтике.

Приемо-сдаточные испытания проводились в середине 1910 г. Во время испытаний выявилась большая перегрузка лодок - ПЛ "Кайман" на 10,2 т, ПЛ "Крокодил" на 12,8 т, ПЛ "Аллигатор" на 13,3 т. 29 октября 1910 г. три лодки перешли из Кронштадта в Ревель, где в зимний период 1910- 1911 гг. была осуществлена переделка лодок. Для уменьшения перегрузки сняты на­ружный киль, свинцовый балласт и ко­леса с приводом (около 20 т), часть сбрасываемого балласта 5,5 т. В корме установлены три поплавка - "вытесни­теля" (1 т плавучести). Надстройке до­бавлено древесины (0,5 т плавучести). Зимой 1910/1911 г.г. со всех ПЛ сняли по 4 передних цилиндра (из 8) с рамами и маховиками. Подводная скорость умень­шилась до 8-9 узлов. В ходе постройки в проект были внесены многочисленные изменения и исправления: в носовой части установлена легкая деревянная надстройка, за рубкой - длинная сталь­ная надстройка для размещения спаса­тельного буя, моторной шлюпки, боль­шого глушителя и устройства погрузки торпед в свежую погоду. Топливные ци­стерны из деревянной надстройки пере­несены в стальную. Увеличена высота визирной рубки. Перед боевой рубкой (в нише) установлены 2 ТА системы Джевецкого. Усовершенствован воздушный клапан в рубке, позволявший использо­вать моторы в позиционном положении. Установлены: якорно-швартовный шпиль, второй перископ, уравнительная цистерна. Улучшены конструкции вход­ных люков, вентиляционной системы, машинки для перекладки "гидропланов".

В результате этих переделок лодки смогли погружаться с полным запасом торпед и топлива, но при этом снизились скорость хода и дальность плавания. Лодки могли находиться под водой в течение суток. Испытания показали хорошую управляемость как по курсу, так и по глубине. Переход из позиционного положения в подводное занимал всего 4 минуты. Контроль за переделкой лодок осуществлялся техническими службами Отдела подводного плавания, а перерасчеты плавучести и остойчивости осуществлялись Балтийским заводом, которому была передана подводная лодка "Дракон". В строй лодки вступили лишь во второй половине 1911 года. В 1912 году заводу "Людвиг Нобель" были заказаны дизели по 400 л.с. для замены бензомоторов. Детали к дизелям изготавливались в Германии. В связи с начавшейся первой мировой войной получить детали дизелей так и не удалось. В начале войны на всех подводных лодках были установлены артиллерийские орудия и пулеметы, а также радиостанции.

Часть недостатков, присущих лодкам С. Лэка, осталась. Так, деревянная палуба надстройки то высыхала при спокойной солнечной погоде, то набухала при свежей погоде и в обоих случаях вода попадала в палубные балластные цистерны. Большим недостатком следует считать и применение бензомоторов, опасных при эксплуатации. В июне 1912 года заводом "Л. Нобель" заключен контракт на поставку четырех дизелей по 400 л.с. Однако к началу войны это сделано не было. Тем не менее ПЛ типа "Кайман" успешно участвовали в боевых операциях в 1915-1916 г.г. на Балтийском море. Во время войны на всех ПЛ установили радиостанции и по одному 47-мм орудию (на ПЛ "Дракон" - одно 37-мм орудие). В октябре-ноябре 1916г. "Кайман" и "Дракон" сданы в порт на хранение, "Аллигатор" (в июле) и "Крокодил" (октябрь-ноябрь) переведены в класс портовых судов для использования в качестве плавучих за­рядных станций. 25 февраля ПЛ захвачены в Ревеле германскими войсками, вывезены в Германию и разделаны на металл.


5. Схема проекта:


теоретический чертеж


6. Тактико-технические данные проекта:


водоизмещение            надводное                                - 409 т

подводное                                - 480 (482?) т                

скорость                       в надводном положении           - 10,7 узлов

                                    экономическая в НП                 - 5.0-8.0 узлов  

                                    в подводном положении           - 7,0-8,8 узлов

                                    экономическая в ПП                 - 4.0-5.0 узлов  

дальность плавания      в надводном положении           - 700 миль       

                                    в подводном положении           - 22 (при 7 узлах) миль 

экипаж                                                                         - 32-36 человек

длина                                                                           - 41 (40,2?) м

ширина                                                                         - 3,85 (4,2?) м

осадка средняя                                                            - 4,9 м

запас плавучести                                                          - 17%

материал корпуса (толщина мм):

                                    прочного корпуса                      - сталь (9,5-11)

                                    надстройки                               - дерево (75)

                                    рубки                                        - немагнитные материалы и бронза

время непрерывного пребывания под водой                 - 24 часа

энергетич. установка    бензиновый мотор                     - 2х400 (200??) л.с.

                                    электромотор                            - 2х200 (100??) л.с.

                                    число валов                              - 2

                                    число элементов АБ                 - 60

вооружение                  457мм НТА                               - 2 шт.

                                    457мм КТА                               - 2 шт.

                                    457мм ДТА                               - 2 шт.

                                    орудие 47мм                            - 1 шт. (устанавливалось в 1914г) кроме ПЛ «Дракон»

                                    орудие 37мм                            - 1 шт. (устанавливалось в 1914г) только на ПЛ «Дракон».

                                    пулемет                                    - 1 шт. (устанавливалось в 1914г) только на ПЛ «Кайман» и «Крокодил».

глубина погружения                                                      - до 50 (45?) м


7. Источники:


- "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 1, Санкт-Петербург, 1994г.
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.

Главная Морская столица История Организации Кают компании Гарнизоны Фото-видео Новости