"подводная лодка"
интернет-магазин
"подводный флот россии" форум энциклопедия подводных лодок
- до 1901
1901-1917
1917-1945
1945 - по настоящее время
» подводные лодки дизельные
» подводные лодки атомные
» подводные аппараты
нереализованные проекты
персоналии литература книга памяти фотоархив


продвижение сайта петербург

аренда генераторов
"Крокодил" Тип «Кайман»

фотография:


историческая справка:


1905 год октябрь (ноябрь-декабрь ?)
Заложена на судоверфи завода "В. Крейтон и Ко" на Охте в Санкт-Петербурге;

1907 год 14 июня (27 июня по н.с.)
Зачислена в списки судов Балтийского флота. Присвоено наименование "Крокодил";

1908 год 10 июля (23 июля по н.с.)
Спущена на воду;

1909 год 20 ноября (3 декабря по н.с.)
Была принята в казну для достройки под наблюдением командира ПЛ. Вошла в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Балтийского моря;

1908 - 1910 год
Достроечные работы;

1910 год июль
Начались сдаточные испытания, которые проводилисьв Кронштадте и Бьерке-Зунде;

1910 год 7 октября
Погрузилась в Бьерке-Зунде на 34,7 м;

1910 год 9 октября
Выполнила стрельбу из торпедных аппаратов;

1910 год 29 октября
Перешла из Кронштадта в Ревель;

1910 - 1911 год зима
Была осуществлена переделка ПЛ. Для облегчения ПЛ пришлось срубить наружный киль, уменьшить вес сбрасываемого балласта, демонтировать колеса с приводами, переделывать 8-цилиндровые моторы в 4-цилиндровые путем снятия передних четырех цилиндров. Вместо пушки в корме установили два торпедных аппарата Джевецкого. Была изменена и кормовая надстройка - за рубкой установили стальную надстройку, в которой разместили спасательный буй, моторную шлюпку, устройство для погрузки торпед, глушитель и другое оборудование. Топливные цистерны из деревянной надстройки перенесли в стальную, что привело к снижению запаса бензина. Для увеличения плавучести в корме были установлены три пустотелых цилиндра;

1911 год 11 июля
Завершение проведения дополнительных испытаний. Зачислена в состав кораблей действующего флота;

1911 год
Использовалась для обучения личного состава Учебного отряда подводного плавания, 40 раз погружалась, прошла под водой 199 миль;

1912 год
Принимала участие в маневрах флота;

1913 год
Отрабатывала тактику позиционной службы. В составе дивизиона перечислена в состав 3-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря;

1914 - 1916 год
В период первой мировой войны на ПЛ была установлена радиостанция и 47-мм орудие. ПЛ несла позиционную и дозорную службу на подходах к портам и базам, осуществляла поисковые действия на коммуникациях противника в Ботническом заливе и прикрытие минно-заградительных действий легких сил флота. Совершила 6 краткосрочных боевых походов;

1914 год 28 июля
Во время зарядки АБ лопнул коленчатый вал правого бензинового двигателя;

1914 год 11 августа
Из-за ненадежной работы бензомоторов оказалась не в состоянии выйти в море под собственными двигателями. Выведена на позицию на буксире канонерской лодкой "Храбрый";

1914 год 15 - 16 октября
Вышла на позицию самостоятельно, но от паров бензина и выхлопных газов командир ПЛ и часть экипажа "угорели". После всплытия ПЛ попала в шторм и была вунуждена прервать поход. Утром 16.10 ПЛ возвратилась в Либаву;

1914 год
Вышла на позицию вместе с ПЛ "Е-1" и "Е-9";

1915 год
Совершила 4 боевых похода, 8 суток находилась на переходах, 7 суток провела на позициях;

1915 год
Пыталась атаковать германские крейсеры "Кольберг" и "Фон дер Танн", но атаки не удались из-за потери плавучести (ПЛ всплывала и обнаруживала себя);

1915 год 29 апреля
На ПЛ произошел взрыв бензиновой цистерны, 2 матроса в тяжел состоянии госпитализированы;

1915 год 20 сентября
При переходе в Ганге из-за отсутствия на фарватере навигационных знаков села на мель, получив при этом крен 57 градусов на левый борт. Для снятия с мели был привлечен буксирный пароход "Аркона". В результате аварии были поломаны 3 шпангоута в районе средней цистерны, слегка помят киль, лопнуло 3 аккумуляторных бака;

1916 год 6 августа
Находясьв крейсерстве в районе Седергамна, захватила в качестве трофея германский пароход "Дестерро" ("Desterrо", 4000 брт) с грузом руды, который находился в шведских территориальных водах и шел под шведским флагом. Правительство Швеции заявило протест и командир ПЛ был снят с должности;

1916 год 8 октября
Ввиду малой боевой ценности и "за ветхостью" поднята на стенку и сдана к порту Императора Петра Великого в Ревеле (Таллин) на хранение;

1916 год 2 ноября (15 ноября по н.с.)
Выведена из боевого состава флота (по данным из некоторых источников переведена в класс портовых судов и использовалась в качестве плавучей зарядовой станции);

1918 год 25 февраля
Была захвачена германскими войсками и вскоре вывезена (предположительно) в Германию для разборки на металл.

командиры:


1. Виноградов В.А (врид 1907)
2. Гадд 2-й А.О. (21.09.1907-03.03.1908)
3. Кржижановский Н.Л. (1908-04.1909-17.07.1910)
4. Шидловский Б.-К. Ф. (врид 17.07.1910-07.08.1910)
5. Подгорный Я.И. (26.07.1910-05.03.1915)
6. Никифораки А.Н. (10.04-11.07.15)
7. Станюкович К.К. (10.04.1915-06.04.1616)
8. Тихомиров В.В. (03.04-06.09.1916)

список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 2, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
6. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.

Главная Морская столица История Организации Кают компании Гарнизоны Фото-видео Новости