"подводная лодка"
интернет-магазин
"подводный флот россии" форум энциклопедия подводных лодок
- до 1901
1901-1917
1917-1945
1945 - по настоящее время
» подводные лодки дизельные
» подводные лодки атомные
» подводные аппараты
нереализованные проекты
персоналии литература книга памяти фотоархив


продвижение сайта петербург

аренда генераторов
миноносец, ПЛ "Налим" тип «Касатка»

фотография:


историческая справка:


1904 год апрель
Заложена на Балтийском заводе как миноносец;

1904 год 31 мая
Получила наименование "Налим";

1904 год 17 июля
Зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии;

1904 год 26 августа
Спущена на воду;

1904 год октябрь
С 6.10 начались занятия (на ПЛ без аккумуляторов, которые были отправлены уже во Владивосток). Пробное погружение;

1904 год 26 - 27 октября
Погружена на транспортеры;

1904 год 2 ноября
Отправлена по железной дороге из Санкт-петербурга во Владивосток;

1904 год 12 - 13 декабря
Прибытие во Владивосток;

1905 год 1 января
Зачислена в Отдельный отряд миноносцев в составе Владивостокского Отряда крейсеров;

1905 год 7 мая
Окончательно собрана;

1905 год 9 мая
Взорвался один из аккумуляторов (от искры, возникшей при смене предохранителя);

1905 год
Участвовала в русско-японской войне: несение позиционной и дозорной службы на подходах к заливу Петра Великого;

1905 год май - август
Учебно-боевая подготовка с частыми выходами в море. Несколько раз проваливалась по глубине с большим дифферентом до 55 м;

1905 - 1906 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1906 год 6 (11?) марта
Отнесена к классу подводных лодок;

1906(?) год
Модернизирована (установлены усовершенствованные средние рубки с командным мостиком, изготовленные Балтийским заводом);

1906 - 1907 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1907 - 1908 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1908 - 1909 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1909 - 1910 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1910 - 1911 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1911 - 1912 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1912 - 1913 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1913 год
Прошла модернизацию и капитальный ремонт во Владивостоке;

1913 - 1914 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1914 год осень - зима
Подготовка к транспортировке и доставка в Севастополь по железной дороге;

1915 год январь
Переведена в состав ЧФ;

1915 - 1917 год
Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы у берегов Крыма и на подходах к Севастополю). Была довооружена одним 47-мм орудием;

1917 год 16 декабря
Вошла в состав Красного ЧФ;

1918 год февраль
Выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Севастопольскому военному порту на хранение;

1918 год 1 мая
Захвачена немецкими окупантами;

1918 год 24 ноября
Захвачена англо-французскими интервентами;

1919 год 26 апреля
По приказу английского командования затоплена в районе Севастополя;

1932 год
Обнаружена водолазами ЭПРОНа при проведении тренировочных спусков на глубине 57 метров вместе с лежащими недалеко лодками "Судак" и "Лосось". Корпуса лодок почти до половины находились в грунте. Подъем "Налима", также как и подъемы "Судака" и "Лосося", проводился с учебными целями для тренировки водолазов и отработки технологии использования новых 40-тонных мягких понтонов. Подъемный вес "Налима" оценили в 100 тонн и для его подъема требовалось четыре 40-тонных понтона (с учетом силы присоса). В отличие от "Судака" и "Лосося" на этой лодке не было подъемных рымов, поэтому для закрепления понтонов использовали входной, торпедопогрузочный и рубочный люки. Все они находились в носовой части лодки. Для закрепления кормового понтона использовали обнаруженный водолазами стальной строп, видимо применявшийся ранее для подъема лодки на стенку. Сначала решили проверить прочность этого стропа, который из-за длительного нахождения в воде покрылся ржавчиной. Для испытания стропа к нему закрепили на небольшой глубине 40-тонный понтон и несколько раз полностью продули его. Строп все испытания выдержал и его признали годным к использованию. Первые три попытки подъема оказались неудачными. Понтоны всплывали на поверхность и, продержавшись некоторое время, тонули. Успеха удалось добиться только после того, как изменили порядок продувки понтонов, сместив центр подъемных сил в кормовую оконечность лодки;

1932 год декабрь
Отбуксирована в Севастополь на прибрежную отмель;

1933 год весна
Сдана "Рудметаллторгу" для демонтажа и разделки на металл.

командиры:


1. Белкин 2-й Ф.М. (19.08.1904-03.01.1906)
2. Зотов А.П. (03.01.1906-19.08.1906)
3. Головин В.И. (08.01.1907-19.01.1908)
4. Терентьев 1-й В.М. (врид 01.12.1907/03.03.1908-08.08.1910)
5. Вилькен 3-й В.В. (15.03.1910-26.10.1913)
6. Бохенский Ф.Ф. (врид 4.08.1910-1910)
7. Гаевский Н.-М. Д. (врид 05.11.1911-31.12.1911)
8. Гадон А.С. (врид 07.12.1913-17.04.1913-17.03.1914, 11.04.1914-01.1915-08.07.1916)
9. Пчельников 2-й Б.Е. (1915)
10. Якобсон Н.Л. (врид 05.02.-22.04.1914)
11. Пантелеев (Строганов) А.И. (05.06.1916-1917)
12. Гофман С.А. (1917)

список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Рассол И.Р. "Подводная лодка "Дельфин", Гангут, Санкт-Птербург, 2000г.
6. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
7. Информация с сайта http://win.www.morflot.tsi.ru/rus_flot_1696-1917/podlodki/type_main.html "Музей морского флота России"

Главная Морская столица История Организации Кают компании Гарнизоны Фото-видео Новости