"подводная лодка"
интернет-магазин
"подводный флот россии" форум энциклопедия подводных лодок
- до 1901
1901-1917
1917-1945
1945 - по настоящее время
» подводные лодки дизельные
» подводные лодки атомные
» подводные аппараты
нереализованные проекты
персоналии литература книга памяти фотоархив


продвижение сайта петербург

аренда генераторов
Тип «Касатка» (проект миноносца №140)

Модернизация 1905 года.
Модернизация ПЛ «Окунь» и «Макрель» (1911 год).


1. Количество подводных лодок проекта: 6


2. Изображение проекта:


«Касатка» до 1905г.

«Касатка»  до 1914г.

«Макрель» до 1911г.


3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Балтийский Завод (6)

1

«Касатка»

-

18.03.04

24.06.04

03.05

 

2

«Скат»

-

03.04

21.08.04

29.03.05

22-24.04.1919 затоплена

3

«Налим»

-

04.04

26.08.04

07.05.05

22-24.04.1919 затоплена

12.1932 - поднята

4

«Макрель»

-

1904

14.08.04

22.07.08

 

5

«Окунь»

-

1904

31.08.04

07.07.08

 

6

«Кета»

-

1904

08.08.04

05.05

До 04.08.1917 – «Фельдмаршал граф Шереметьев»

1922 –затонула

1924 - поднята


4. История проекта:


Удачные испытания подводной лодки "Дельфин" доказали готовность отечественной промышленности к самостоятельной постройке подводных лодок. И.Г. Бубнов обратился в Морское министерство за разрешением приступить к разработке "подводного миноносца № 140". 1 сентября 1903 г. управляющий Морским Министерством разрешил разработку чертежей ПЛ, 20 декабря 1903г. Морской Технический Комитет одобрил проект. 2 января 1904 года Балтийскому заводу был выдан наряд на строительство подводной лодки «Касатка» по этому проекту, 24 февраля 1904 года - наряд на строительство еще четырех подводных лодок этого типа и 26 марта того же года - на шестую подводную лодку на средства, собранные "Особым комитетом по усилению военного флота на добровольные пожертвования". Следует отметить, что большая часть средств, потраченных на постройку шестой подводной лодки, названной "Фельдмаршал граф Шереметев", была пожертвована семьей Шереметевых, желавшей таким образом увековечить память своего знаменитого предка, выдающегося соратника Петра Великого.

Проектом И.Г. Бубнова и М.Н. Беклемишева предполагалось удлинение подводной лодки по сравнению с ПЛ "Дельфин", придание подводной лодке лучших мореходных качеств путем развития надводной надстройки, большая часть которой выполнялась проницаемой для воды (ажурной, как тогда выражались), чтобы не иметь излишней плавучести. Нос миноносца приспосабливался для таранения легких неброненосных судов, что было навеяно тактическими соображениями XIX века.

Вооружение миноносца должно было состоять из 4-х мин (торпед) последнего образца, размещавшихся в наружных аппаратах системы Джевецкого, расположенных в надстройке.  

Составляющие нагрузки в % от водоизмещения: стальной корпус - 33,8; деревянная обшивка - 9,9; механизмы -21,0; АБ - 16,4; дельные вещи - 10,7; запас бензина - 3,4; команда и провизия - 1,4; запас водоизмещения - 3,4. Метацентрическая высота (проектная): в надводном положении 0,20 м; в подводном 0,18 м.

Подводная лодка предполагалась трехвальной - боковые винты для бензиномоторов и средний для электродвигателя, причем все моторы действовали непосредственно на винты без всяких передач, бензомоторы по 400 л.с., должны была работать на бортовые валы; электромотор для надводного и подводного ходов (мощность 120 л.с. при 125 об/мин) - на средний вал. Электродвигатель и аккумуляторы должны были быть такие же, как и на ПЛ "Дельфин". Зарядка АБ должна была осуществ­ляться с помощью специальной динамо-машины с приводом от бензомотора 40-60 л.с.

Балластные цистерны размещались в оконечностях лодки; носовая называлась "черной", кормовая - "красной". Вода в цистерны накачивалась и откачивалась помпами, кроме того, балластные цистерны можно было продувать сжатым воздухом. Внутри корпуса размещалась средняя (отрывная) цистерна, заполнявшаяся водой через кингстон и продувавшаяся воздухом. Носовая дифферентная ("белая") цистерна и кормовая ("синяя") размещались внутри прочного корпуса.

Перископы размещались в носовой и средней рубках, причем перископ в средней рубке был оснащен дально­мером.

Корпус в средней части обшива­ли деревом и покрывали оцинкованным железом. ЦГБ должны были заполниться и осушаться помпами. Предусматри­валась и продувка сжатым воздухом (запас - около 1,0 м3 при давлении 100 атм.).

В связи с задержкой поставки глав­ных моторов, испытания ПЛ "Касатка" про­водились только с работающим сред­ним гребным валом, на который с помо­щью передаточных муфт в подводном положении передавалось усилие элек­тромотора, а бензомотора в надводном положении на винт и (или) на зарядку АБ.

Для устранения "проваливания кормой" на ПЛ "Касатка" была установлена кормовая рубка-поплавок и увеличена площадь ГР. Остальные ПЛ серии также дооборудовались дополнительной рубкой. Отсутствие рубки-мостика над средним входным люком отрицательно сказывалось на мореходности. Были выяв­лены также малая вертикальная устой­чивость под водой, трудность управления ВР, большое время погружения (4-5 мин).  

В результате строительства, на подводных лодках типа "Касатка" (за исключением подводной лодки "Макрель") были установлены два бензиномотора системы "Панар" по 60 л.с. (в некоторых источниках – 100 л.с.) каждый, приводящих в действие 2 динамо-машины. Движение подводных лодок в надводном и подводном положении осуществлялось одним и тем же электродвигателем, получавшим в надводном положении питание от динамо-машин, в подводном - от аккумуляторов. Элект­ромотор имел мощность 100 л.с. Емкость АБ от 3000 до 3600 А.час. Бортовые дейдвудные трубы были заглушены, подводные лодки типа "Касатка" из трехвальных превратились в одновальные (за исключением "Макрель", которая до 1911 года была трехвальной). 400-сильные бензиномоторы должен был изготовить Балтийский завод, он справился с этой работой с большим опозданием, поэтому их удалось установить только на подводной лодке "Макрель".  

После окончания Русско-япон­ской войны на всех ПЛ отправленных на Дальний восток (все кроме ПЛ «Макрель» и «Окунь») были установлены средние рубки-мостики, при этом но­совая рубка и рубка-поплавок в корме были демонтированы. ПЛ «Макрель» и «Окунь», которые были оставлены на Балтийском заводе для усовершенствования и развития этого типа лодок, также были модернизированы к осени 1905 года, на них установили среднюю рубку и увеличили площадь ГР.

С появлением судовых дизелей в 1911 году Морское министерство решило установить на лодки «Окунь» и «Макрель» дизели мощностью по 120 л.с. (в некоторых источниках – 150 л.с.) Так как гребной вал, идя от дейдвуда внутрь лодки, был несколько приподнят, то дизель пришлось установить для непосредственной работы на гребной вал не посредине лодки, а в машинном отделении на левом борту, спарив дизель с динамо-машиной, ток от которой подводился к электродвигателю гребного вала. В надводном положении одновременно работали дизель, динамо и электродвигатель. При какой-либо неисправности в одном из этих механизмов лодка оказывалась в затруднительном положении. Дизели на этих лодках были облегченного типа (22 кг/л.с.) и, вследствие облегченности конструкций, часто выходили из строя. В то же время на правом борту лодок приходилось возить мертвый груз твердого балласта для уравновешива­ния веса дизель-динамо, установленных на левом борту.

В период модернизации подводных лодок было произве­дено много переделок и усовершенствований, в результате которых лодки все же оказались перегруженными, и на них стало трудно .плавать. После модернизации остойчивость лодок настолько понизилась, что. пришлось установить до­бавочные кили весом по 4 т, но и после этого метацентрическая высота не превышала 12 см. Опыт плавания лодок показал, что запаса смазочного масла хватало лишь на половину запаса топлива. В резуль­тате при больших переходах надводным кораблям прихо­дилось брать лодки на буксир.

ПЛ "Налим" и "Скат" с началом Первой мировой войны были довооружены одним 47-мм орудием. На ПЛ "Касатка" и "Кета" было установлено по одному пулемету.

Лодки типа «Касатка» участвовали в войне с Японией, Первой мировой войне и в Гражданской войне. Активно использовались для патрулирования и в качестве учебных.

Уцелевшие после Первой мировой и Гражданской войн, подводные лодки этой серии были сданы на слом в середине 20-х годов.


5. Схема проекта:


Укрупненная схема (48 Кб)


6. Тактико-технические данные проекта:


водоизмещение            надводное                       -        142 (140) т

                                    подводное                       -        177 т                

скорость                       в надводном положении -        8,5 узлов (14 – полная)

                                    в подводном положении  -        5,5 узлов (8,5 – полная)           

дальность плавания      в надводном положении -        300 (14 уз), 1200 (7 уз) миль     

                                    в подводном положении -         25 (8,5 уз), 70 (5 уз) миль         

экипаж                                                                -        24-25 человек  

размерения                  длинна                            -        33,5 (33,4) м

                                    ширина                            -        3,35 (3,39 или 3,66) м

                                    осадка                             -        3,4 (3,28 или 2,8) м

двигатель                     бензиновый                     -        2х60 л.с. («Макрель» - 2х400 л.с.)

                                    электромотор                   -        100 л.с. типа "Сотер-Гарлэ"

                                    дизель (после 1911г.)       -        120 л.с. (только на «Окунь» и «Макрель»)

вооружение                  457мм ТА (наружные)      -        4 шт. (ТА Джевецкого)

                                    орудие 47мм (после 14)   -        1 шт.(«Скат» и «Налим»)

                                    пулемет (после 1914)       -        1 шт.(«Касатка» и «Кета»)

глубина погружения                                             -        50 м (предельная 100 (?) м)

материал корпуса                                                -        сталь, обшитая деревом


7. Источники:


- "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 1, Санкт-Петербург, 1994г.

- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.

- Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.

- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.




Главная Морская столица История Организации Кают компании Гарнизоны Фото-видео Новости