"подводная лодка"
интернет-магазин
"подводный флот россии" форум энциклопедия подводных лодок
- до 1901
1901-1917
1917-1945
1945 - по настоящее время
» подводные лодки дизельные
» подводные лодки атомные
» подводные аппараты
нереализованные проекты
персоналии литература книга памяти фотоархив


продвижение сайта петербург

аренда генераторов
Тип «Карп» (тип «Е», Германия)

1. Количество подводных лодок проекта: 3


2. Изображение проекта:



3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ГЕРМАНИЯ: Киль. Верфь: Deutsche Werke Kiel AG (3)

1

 «Карп»

109

05(06).1904

06.1907

01.08.1907

 01.05.1918 – захвачена Германией
 24.11.1918 – захвачена Антантой
 22-24.04.1919 – затоплена, поднята

2

 «Карась»

110

05(06).1904

30.05.1906

10.09.1907

 01.05.1918 – захвачена Германией
 24.11.1918 – захвачена Антантой
 22-24.04.1919 – затоплена

3

 «Камбала»

111

05(06).1904

07.1907

08.09.1907

 29.05.1909 – погибла,
 поднята частично


4. История проекта:


24 мая 1904 г. с фирмой Ф. Круппа был подписан контракт на постройку 3-х подводных лодок типа "Е". Эти подводные лодки строились под заводскими номерами 109, 110, 111. Учитывая новизну конструкции, в контракте не предусматривались санкции за невыполнение условий договора. Испытания первой подводной лодки должны были начаться 10 января 1905 г., второй и третьей - в феврале и марте того же года. Затем подводные лодки должны были быть разобраны, перевезены по железной дороге в Россию и там вновь собраны. В качестве дара за заключение контракта Ф. Круп бесплатно передал России подводную лодку «Форель».

В августе 1905 г. Россия отказалась от железнодорожной доставки подводных лодок и предложила перегнать их в Либаву морем. Изготовление лодок задержалось, испытания начались только в августе 1905 г. и завершились летом 1907 г. в Киле. Во время постройки возникло много недоразумений между заводом и представителями ВМФ России, особенно упрекавших фирму Круппа в нежелании внести те изменения, которые уже осуществлялись на подводной лодке "U-1" (строилась попутно для Германии). Фирма Ф. Круппа, ссылаясь на условия контракта, отказывалась принимать требования русских моряков и несмотря на ряд замечаний, приемная комиссия под руководством М.Н. Беклемишева была вынуждена принять подводные лодки в казну.

Подводные лодки типа "Карп" относились к полуторакорпусному типу. Прочный корпус был разделен поперечными переборками на 7 отсеков, которые были соединены между собой болтами. Второй и шестой отсеки были оборудованы входными люками. Над четвертым отсеком размещалась прочная рубка, также имевшая входной люк. По отношению к прочному корпусу рубка не была герметизирована, не проверялись на герметичность и отсеки прочного корпуса. В нижней части прочного корпуса размещалось четыре откидных киля, конструкция отдачи которых оказалась очень несовершенной.

В верхней части корпуса во всю длину лодки размещалась надстройка, носовая оконечность которой имела характерную приподнятую форму, в кормовой части надстройки размещалось ограждение газовыхлопной трубы, напоминающее небольшую рубку; для вентиляции внутриотсечного воздуха и обеспечения работы керосиномоторов в носовой и кормовой частях были предусмотрены заваливающиеся вентиляционные трубы. В надстройке размещались запасы топлива и масла и баллоны воздуха высокого давления.

Система погружения-всплытия состояла из шести балластных цистерн внутри прочного корпуса и семи в легком, 3 из которых в носовой части, 2 - в кормовой и 2 - в межбортном пространстве. Внутренние цистерны располагались в нижней части прочного корпуса в районе аккумуляторных отсеков и были легкими, что исключало их продувание воздухом высокого давления и они осушались помпами.

Позднее, уже на Черном море, в 1909 г. за счет снятия 12 аккумуляторов одну из внутренних цистерн переделали под цистерну высокого давления, что существенно повысило безопасность лодок. Эта переделка была выполнена на подлодках "Карп" и "Карась". Наружные цистерны заполнялись самотеком, а продувались воздухом. Однако, время заполнения цистерн было большим и уже в России систему заполнения пришлось переделывать, менять арматуру. Для дифферентовки была предусмотрена всего одна носовая дифферентовочная цистерна, что приводило к ряду неудобств при эксплуатации. Для увеличения плавучести свободное пространство между легким и прочным корпусами заполнялось пробкой, которая в процессе эксплуатации набухала, ее удельный вес становился существенно больше расчетного значения, в результате чего лодка приобретала отрицательную плавучесть.

Несовершенна была и электромеханическая установка - аккумуляторная батарея не была оборудована системой вентиляции, в качестве главных двигателей надводного хода были применены керосиномоторы. Характерной особенностью, от которой фирма отказалась при строительстве немецких лодок, было наклонное размещение торпедного аппарата.

ПЛ «Камбала» погибла в 1909 году от тарана броненосца «Ростислав», остальные ПЛ этого типа в декабре 1916 года были признаны негодными к дальнейшей службе, в феврале 1917 года исключены из состава Черноморского флота и в мае того же года сданы в порт.


5. Схема проекта:


Укрупненная схема (185,2 Кб)

Общее расположение подводных лодок типа "Карп"

1 - вертикальный руль; 2 - гребной винт; 3 - пробковый заполнитель; 4 - баллер вертикального руля; 5 - газовыхлопная труба;
6 - главная элек­тростанция; 7 - керосиномотор; 8 - вентиляционные трубы; 9 - входной люк; 10 - шлюпки; 11 - боевая рубка;
12 - перископ; 13 - рубочный ил­люминатор; 14 - штурвал вертикального руля; 16 - барабан штуртроса вертикального руля; 16 - помещение экипажа;
17 - пеналы для запас­ных торпед; 18 - крышка торпедного аппарата; 19 - торпедный аппарат; 20 - аккумуляторые батареи;
21 - внутренние балластные цистерны; 22 - цистерны в легком корпусе; 23 - отрывные кили;
24 - пост погружения и всплытия; 25 - электромотор


6. Тактико-технические данные проекта:


водоизмещение            надводное                      205 т

                                    подводное                       236 (239?) т

длина                                                                  39,9 м

ширина                                                                3,14 м

осадка                                                                 2,61 м

запас плавучести                                                14,5 %

скорость погружения                                           3 мин.

скорость                       в надводном положении 10 узлов

                                    в подводном положении  8,5 узлов

дальность плавания      в надводном положении 825 (1250?) миль

                                    в подводном положении  27 (80?) миль

экипаж                                                                29 (23?) человек

двигатель                     керосиновый                    2х200 л.с.

                                    электромотор                   2х200 (180?) л.с.

вооружение                  457мм НТА                      1 шт. (2 запасные)

                                    457мм ДТА                      2 шт. (установлены в 1909г)

глубина погружения                                             до 30 м.


7. Источники:


- "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 1, Санкт-Петербург, 1994г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.


Главная Морская столица История Организации Кают компании Гарнизоны Фото-видео Новости