"подводная лодка"
интернет-магазин
"подводный флот россии" форум энциклопедия подводных лодок
- до 1901
1901-1917
1917-1945
1945 - по настоящее время
» подводные лодки дизельные
» подводные лодки атомные
» подводные аппараты
нереализованные проекты
персоналии литература книга памяти фотоархив


продвижение сайта петербург

аренда генераторов
миноносец №113, миноносец №150, "Дельфин"

фотография:


историческая справка:


1901 год 5 июля
Заложен на вновь оборудованном стапеле Балтийского завода в Санкт-Петербурге как "миноносец №113";

1902 год
Подобран первый экипаж и зачислен в состав 8-го флотского экипажа;

1902 год 14 сентября
Зачислен в списки судов флота под названием "миноносец № 150";

1903 год май
Спущен на воду;

1903 год 8 июня
Начало ходовых испытаний, первый выход в Финский залив;

1903 год 21 июля
Завершение предварительного этапа испытаний;

1903 год июль - август
Продолжение испытаний;

1903 год 16 августа
Осмотр корабля на Неве Императором;

1903 год 20 августа
Демонстрация возможностей "высочайшим особам" на кронштадском рейде;

1903 год 7 октября
Приказом по Морскому ведомству № 176 миноносец зачислен в III ранг судов и причислен к 8-му флотскому экипажу Балтийского флота;

1903 год 14 октября
Окончание ходовых испытаний. Корабль закончил компанию и был поставлен на клетки на Балтийском заводе;

1903 год осень - 1904 год весна
Устранение недостатков и доработка на Балтийском заводе. Установлен гребной винт с поворотными лопастями, увеличена площадь горизонтальных рулей с изменением формы носовой оконечности, увеличена высота рубки, установлен подводный гальюн. Также был заказан второй перископ;

1904 год 31 мая
Высочайшим повелением переименован в "Дельфин";

1904 год 6 июня
Вошел в компанию как учебный корабль;

1904 год 6 - 16 июня
Произвел несколько погружений имея на борту от 30 до 45 человек, чтобы приучить людей к обстановке подводного плавания;

1904 год 16 июня
Производились очередные занятия с подводниками у западной стенки Балтийского завода. Оставшийся за командира лейтенант Черкасов, 2 офицера и 34 человека команды должны были пробыть 3 часа в подводном положении на глубине около 7 м (22 фут). В конструкции "Дельфина" имелись недоработки. При погружении воздух, вытесняемый из лодки, стравливался через рубочный люк. Командир лодки держал крышку наготове и определял на глаз момент, когда пора ее захлопывать. В 9.30 после команды "наполнить цистерны" Черкасов опоздал с задраиванием люка, так как не учел, что корабль перегружен. Из-за его ошибки миноносец ушел под воду с незакрытым люком и затонул. Наверх успели выскочить три матроса, а четвертый был прижат крышкой к комингсу, застрял и погиб, при этом через щель около 80 мм вовнутрь поступала вода. Попытка продуть цистерны не привела к всплытию, т.к. лодка уже почти полностью заполнилась водой. Убрав тело погибшего, удалось закрыть люк, воздушная подушка составляла около трети метра. 2 офицера и 7 человек команды сумели открыть люк и выплыть из лодки. Лейтенант Черкасов и 24 нижних чина погибли. Черкасов имел возможность спастись, но отказался. Все спасенные матросы изъявили желание продолжить службу в подплаве;

1904 год 18 июня
К затонувшему кораблю был подведен подъемный кран, и лодка была поднята. Во время подъема произошло два взрыва гремучей смеси. Корабль поставили в ремонт. Погибшие подводники были похоронены на Смоленском православном кладбище;

1904 год июнь - август
Ремонт и доработка корабля;

1904 год сентябрь - октябрь
Испытания в Финском заливе и кронштадском рейде;

1904 года 18 октября
После испытаний и учебной стрельбы минами перешел к Балтийскому заводу. Началась непосредственная подготовка корабля к перевозке на Дальний Восток;

1904 год начало ноября
Установлен на клетки в ожидании погрузки;

1904 год 15 ноября
Отправлен по железной дороге во Владивосток для участия в русско-японской войне;

1904 год 11 декабря
Переправа через Байкал, вместе с транспортером, на пароме-ледоколе;

1904 год 29 декабря
Эшелон благополучно прибыл во Владивосток;

1905 год 1 января
Зачислен в Отдельный отряд миноносцев Владивостокского отряда крейсеров с базированием на мыс Эгершельд под Владивостоком;

1905 год 14 января
Спущен на воду, начало сборочных и наладочных работ;

1905 год 6 (5?) февраля
Корабль подготовлен к использованию;

1905 год 12 февраля
Пробное погружение в полынье бухты;

1905 год 14 февраля
Переход совместно с "Сом" и транспортом "Камчадал" в бухту Патрокл для отработки подводного плавания;

1905 год 21 февраля
Выход совместно с "Сом" на поиск неприятеля. Дошли до мыса Гамова, после чего были возвращены во Владивосток, так как донесение о противнике оказалось ложным;

1905 год 13 - 16 марта
Выход к острову Аскольд для изучения театра;

1905 год 21 марта
Выход к острову Рейнеке для изучения театра;

1905 год 28 марта - 4 мая
Совершил несколько выходов по близлежащим бухтам с целью поиска неприятеля, встреч с противником не имел;

1905 год 4 мая
При возвращении из бухты Гайдамак во Владивосток обнаружена неисправность привода вертикального руля;

1905 год 10 (5?) мая
Для устранения возникшей неисправности вертикального руля потребовалось вскрытие горловин кормовых бензиновых цистерн. После возвращения в порт были сданы торпеды и началась подготовка к ремонту привода (перекачали топливо и вскрыли горловины цистерн). Людей удалили с корабля и начали вентилирование переносными вентиляторами. На борту остались машинный квартирмейстер Сюткин и минер Хамченко. Они еще раз получили строгий приказ проявлять повышенную осторожность. В 10:20 к подводникам пришел унтер-офицер с одного из миноносцев. Он хотел перейти на службу к подводникам, и ему интересно было узнать все подробнее. По случайному совпадению он оказался земляком Хамченко, и это решило все. Они оба спустились вовнутрь, а через 20 секунд грянул взрыв. Наверх смог выскочить только полуобгоревший Хамченко. Из люка повалил густой черный дым и, хотя в порт прибыло все начальство, никто ничего сделать не мог. Через 2-3 минуты последовал второй взрыв, после которого корабль затонул (впоследствии было обнаружено, что в районе кормовых бензиновых цистерн было выбито 29 заклепок прочного корпуса). Корабль погрузился кормой вперед в воду на глубину 13-14 м. Вероятной причиной взрыва могла послужить искра от включения рубильника для освещения. При подъеме корабля произошел взрыв гремучих газов, после чего корабль опять притонул, при следующих подъемах 10, 11 и 12 мая взрывы повторились 5 раз. После разгазовки батарей вытащен на берег и поставлен в аварийный ремонт. Однако повреждения оказались достаточно серьезными и корабль ремонтировался капитально;

1905 год 11 июня
Перечислен в состав Сибирского флотского экипажа;

1905 год 8 октября
Окончание капитального ремонта;

1905 - 1906 год зима
Зимовка проходила в порту Владивостока у блокшкива "Абрек";

1906 год 19 (11?) марта
Отнесена к классу подводных лодок, по другим данным новая классификация была введена Морским министерством в конце сентября 1907 года;

1906 год июнь
Совместно с другими ПЛ перешла в бухту Новик на острове Русском. По мере возможностей (из-за нехватки офицеров и матросов) на ПЛ проводилась тренировка команд;

1907 год осень
Проводила тренировки в Славянском заливе;

1907 год зима
В конце года встала в ремонт во Владивостоке. Помимо обычных работ требовалась переделка надстройки, изменение масляной системы и изготовление нового газоотвода;

1908 год 2 сентября
Проведены маневры с участием подводных лодок. "Дельфин" удачно атаковала крейсер у мыса Бартнева (остров Путятин);

1908 год ноябрь
Перешла во Владивосток, выгрузила батареи и стала на ремонт;

1908 - 1909 год зима
Ремонт во Владивостоке. Закончена переделка надстройки, сменена деревянная обшивка корпуса, ремонт бензомотора и замена части электропроводки;

1909 год май
После докования совершила испытательный переход в бухту Житков а и обратно. За ним последовали минные стрельбы в бухте Улисс, поход вокруг островов Рейнеке и Рикорда;

1909 год июль
В конце июля перешла в бухту Разбойник, откуда проводила тренировочные походы вдоль побережья;

1909 год октябрь
Возвратилась во Владивосток;

1909 год ноябрь
После нескольких походов по бухтам острова Русский и Славянского залива, выгрузила батарею;

1909 год 2 декабря
Поднята на плавучий док для зимовки и проведения ежегодного зимнего ремонта;

1910 год 1 января
Отряд преобразован в Дивизион подводных лодок Тихого океана;

1910 год апрель
Получена новая батарея (старая прослужила с 1902 года);

1910 год май
Окончание ремонта;

1910 год июнь
Начала компанию и вскоре перешла в бухту Разбойник;

1910 год лето
Произвела 43 минных выстрела из погруженного положения;

1910 год сентябрь
Отработка вместе с другими ПЛ учебных атак по крейсеру "Аскольд" в проливе Стрелок;

1910 год 19 сентября
Возвратилась во Владивосток и после выхода в Славянский залив перешла к месту зимней стоянки в порт;

1910 год ноябрь
После выгрузки батарей поднята на берег и установлена на блоках для зимовки и ремонта;

1911 год апрель
В начале апреля закончен текущий ремонт;

1911 год апрель - май
Проведены испытания и первые тренировочные выходы в Амурский залив;

1911 год 8 мая
Перешла в бухту Разбойник;

1911 год 28 июня
После приема полного запаса топлива в лодке появился запах бензина. Провентилировав лодку и промыв трюм, старшина Старовойтов спускаясь к трюмной помпе с лампой без защитного колпака, вызвал пожар. Батарею успели закрыть мокрым брезентом, лодку загерметизировали. Огонь погас ничего существенного не повредив;

1911 год август
Перешла во Владивосток;

1911 год октябрь
Выгрузила батареи и была поставлена для зимней стоянки и ремонта в док;

1912 год апрель
В начале апреля закончила ремонт и в середине месяца перешла с другими ПЛ в бухту Разбойник;

1912 год лето
На тренировках совершала учебные атаки на приданные дивизиону суда. Некоторые атаки выполняла в чисто подводном положении, используя установленный на лодке гироскоп. За время походов был замечен большой расход масла, что указывало на сильную изношенность мотора;

1912 год сентябрь
С другими ПЛ дивизиона участвовала в маневрах Сибирской флотилии;

1912 - 1913 год зима
Зимовка проходила на берегу. Для выгрузки валов бензомотора и электродвигателя пришлось снять рубку. В крышке рубки врезали ниппели для аварийной подачи воздуха от водолаза, а рубку связали с машинным отделением звонковой сигнализацией;

1913 год июнь
Спущена на воду после окончания ремонта;

1913 год август
В начале августа вступила в кампанию и вскоре перешла в бухту Разбойник;

1913 год 7 августа
Участвовала в маневрах Сибирской флотилии. При попытке атаки "противника" в заливе Восток вышел из строя гирокомпас и потерявшей управление ПЛ пришлось всплыть и быть причисленной к "уничтоженным" кораблям;

1913 год октябрь
Вернулась во Владивосток, практиковалась в Славянском заливе;

1913 - 1914 год
За время зимнего ремонта на ПЛ установили нактоуз с компасом рядом с выносным штурвалом вертикального руля и изменили проводку вентиляционных труб, убрав высокий воздухозаборник;

1914 год май
Вступила в кампанию;

1914 год июнь
Переход в бухту Разбойник и начало летнего периода боевой подготовки;

1914 год 20 июля
После объявления военного положения перешла вместе с другими ПЛ во Владивосток, приняла боевые мины и полные запасы;

1914 год лето - осень
Учебные минные стрельбы в бухтах Житкова, Новик и Разбойник;

1914 год ноябрь
Встала в ремонт на плаву у мастерских Владивостокского порта;

1914 год 9 декабря
Произошел взрыв газов при зарядке аккумуляторов с транспорта "Ксения". Причиной взрыва посчитали искру между электролампочкой и патроном, возникшую при задевании электрика шапкой за лампочку. Пострадала большая часть аккумуляторов, а вахтенный электрик А. Сивалев получил легкие ожоги лица;

1915 год весна
Во время ремонта переделана вентиляция балластных цистерн;

1915 год лето
Испытания и продолжение боевой подготовки с минными стрельбами у Путятина и в Славянском заливе;

1915 - 1916 год зима
Зимовка в доке во Владивостокском порту;

1916 год 17 марта
Приказ об отправке в Архангельск, а затем в Александровск;

1916 год март
Выведена из дока, начата подготовка к транспортировке;

1916 год 30 апреля
Подготовлена к транспортировке;

1916 год 23 мая
Отправлена на транспортере по железной дороге в Котлас (первоначально планировалось в Вологду);

1916 год 20 июня
Прибыла в Котлас, погружена на баржи и отправлена по Северной Двине в Архангельск;

1916 год 25 июня
Прибыла в Архангельск, где была произведена сборка корпусных конструкций, сборку механизмов планировалось производить в Александровске;

1916 год 30 июня
Включена в состав судов Дивизиона подводных лодок особого назначения, созданный для защиты Кольского залива в Александровске. В этот отряд должны были войти подводные лодки №1 и №2, а также "Дельфин" и "Св. Георгий";

1916 год 22 июля
На буксире парохода "Сума" под конвоем ледокола "Вайгач" отправлена в Александровск;

1916 год август
Прибыла в Александровск;

1916 год 16 сентября
После шторма оказались поврежденными носовые и средние горизонтальные рули. Ремонт занял несколько дней;

1916 год 8 октября
В составе дивизиона вошла в состав флотилии Северного Ледовитого океана;

1916 год сентябрь - 1917 год март
Сборка механизмов и ремонт. Длительные сроки обусловлены ожиданием поисков ошибочно отправленного оборудования и замены компрессора. К началу весны приведена в боеспособное состояние;

1917 год 26 апреля
В ночь на 26 апреля 1917 года ПЛ "Дельфин", стоявшая рядом с подводной лодкой №1, была сильно повреждена штормом - швартовы ослабли, служба неслась небрежно (экипаж занимался приведением в порядок других кораблей, а службу обеспечивал экипаж базы "Ксения"), ударами о подводную лодку №1 расшатало сальники рулей, и в "Дельфин" поступило большое количество воды, а подводная лодка №1 затонула;

1917 год 10 (8?) августа
Учитывая техническое состояние обеих поврежденных лодок, Морской штаб принял решение лодки не восстанавливать и сдать их к порту;

1917 год 23 августа
Исключена из списков флота;

1921 год февраль
В ответ на просьбу командира ДПЛ Балтийского моря Я.К. Зурабова о сохранении ПЛ "Дельфин" как исторического памятника, от командующего флота был получен ответ, что ПЛ уже продана Латвии и введении Моркома не находится;

после 1922 года
Передана Госсудоподъему, затем - Беломорской партии ЭПРОН и перестроена в судоподъемный понтон;

1932 год 16 марта
Решением Совета труда и обороны при Совнаркоме СССР исключена из списков плавсредств Наркомвода в связи с передачей "Рудметаллторгу" для разделки на металл.

командиры:


1. Беклемишев 3-й М.Н.(30.09.1902-03.09.1904)
2. Черкасов А.Н. (врид 16.06.1906)
3. фон Липгарт Р.Э. (03.09-15.10.1904)
4. Завойко Г.С. (15.10.1904-10.03.1906?)
5. Желтухин Н.Ф. (10.12.1905-01.03.1906)
6. Петров С.Н. (врид 01.03-03.10.1906)
7. Домерщиков М.М. (1906-02.1907)
8. Дудкин 1-й В.Ф. (02.1907-02.05.1910)
9. Проффен Е.Е. (15.03.1910-22.04.1913)
10.Игнатов Н.А. (врид 04.1913-11.1913)
11.Леман 2-й Н.М. (18.11.1913-13.07.1915)
12.фон Дрейер Д.А. (врид 27.01.1915-01.01.1916)
13.Ломан 5-й М.В. (04.04.1916-08.1917)

список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
6. Рассол И.Р. "Подводная лодка "Дельфин", Гангут, Санкт-Птербург, 2000г.
7. Тарас А.Е. "История подводных лодок (1624-1904)", Харвест, Минск, 2002г.
8. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", альманах "Подводник России", № 2, Москва, 2003г.
9. Информация с сайта "Музей морского флота России"

Главная Морская столица История Организации Кают компании Гарнизоны Фото-видео Новости