"подводная лодка"
интернет-магазин
"подводный флот россии" форум энциклопедия подводных лодок
- до 1901
1901-1917
1917-1945
1945 - по настоящее время
» подводные лодки дизельные
» подводные лодки атомные
» подводные аппараты
нереализованные проекты
персоналии литература книга памяти фотоархив


продвижение сайта петербург

аренда генераторов
"АГ-25", ПЛ-18, "Марксист" (бортовой номер 14), "А-3" :: тип "АГ" (Holland-602GF)

фотография:

историческая справка:

1916 год
Построена для ВМС Великобритании на судоверфи "Barnet Yard" в Ванкувере (Канада);

1916 год 19 сентября
Приобретена заводом "Ноблесснер" по заказу Морведа России;

1917 год
В разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на отделение Балтийского завода в Николаеве (завод "Наваль") для достройки. Доставленные секции хранились на заводе до 1920 г.;

1917 год 21 августа
Зачислена в списки кораблей Черноморского флота (ЧФ);

1919 год 22 ноября
Начата подготовка к сборке (?);

1921 год 11 июля
Перезаложена в Николаеве на заводе "Руссуд";

1921 год 1 октября
Переименована в "ПЛ-18";

1922 год 5 (15?) апреля
Спущена на воду;

1922 год май
Сдаточные испытания продолжались до 24 мая;

1922 год 26 (24?) мая
Вошла в строй. Зачислена в состав Отдельного дивизиона ПЛ Морских сил Черного и Азовского морей (МСЧМ);

1922 год 27 мая
Поднят Военно-морской флаг;

1922 год 31 декабря
Переименована в "Марксист". Присвоен бортовой номер 14;

1922 - 1923 год
Совершила 5 (2?) походов в Инеболу и Самсун;

1929 год 30 августа - 6 сентября
Нанесла визит в Стамбул (Турция);

1931 год март
Вошла в состав 2-го ДПЛ БПЛ МСЧМ;

1934 - 1935 год
Прошла капитальный ремонт;

1934 год 15 сентября
Переименована в "А-3";

1935 год 11 января
Вошла в состав ЧФ;

1941 год 22 июня
К началу войны входила в состав 6-го ДПЛ 2-й БПЛ ЧФ, числилась во 2-й линии. Находилась в Севастополе в аварийном ремонте;

1941 год 1 - 3 июля
После вступления в строй перешла в Поти;

1941 год 7 - 14 июля
В 21.00 7.7 вышла в дозор в район юго-западнее Поти (позиция №11). Встреч с кораблями противника не имела. В 04.30 14.7 вернулась в Поти;

1941 год 19 - 25 июля
В 21.30 19.7 вышла в дозор в район юго-западнее Поти (позиция №11). Встреч с кораблями противника не имела. В 05.54 25.7 вернулась в Поти;

1941 год 1 - 6 августа
В 20.00 1.8 вышла в дозор в район юго-западнее Поти (позиция №15). Встреч с кораблями противника не имела. В 05.48 6.8 вернулась в Поти;

1941 год 14 - 21 августа
В 20.49 14.8 вышла в дозор в район юго-западнее Поти (позиция №15). Встреч с кораблями противника не имела. 21.8 вернулась в Поти;

1941 год 7 - 14 сентября
В 20.00 7.9 вышла в дозор в район юго-западнее Поти (позиция №15). Встреч с кораблями противника не имела. В 07.55 14.9 вернулась в Поти;

1941 год 24 сентября - 1 октября
В 20.00 24.9 вышла в дозор в район юго-западнее Поти (позиция №15). Встреч с кораблями противника не имела. В 11.12 1.10 вернулась в Поти;

1941 год 30 октября - 5 ноября
30.10 вышла в дозор в район западнее Батуми. Встреч с кораблями противника не имела. В 09.55 5.11 вернулась в Поти;

1941 год ноябрь - декабрь
В конце ноября - декабре прошла докование и текущий ремонт;

1942 год 7 - 9 января
В 20.00 7.1 вышла в дозор западнее Батуми. Встреч с кораблями противника не имела. В 17.04 9.1 вернулась в Поти;

1942 год 5 февраля
Перешла в Батуми;

1942 год 15 февраля
Перешла в Поти;

1942 год 21 марта
Перешла в Очемчири;

1942 год 22 - 24 марта
Перешла в Севастополь. При движении по фарватеру Главной базы №3 безрезультатно обстреляна полевой артиллерией противника;

1942 год 29 марта - 9 апреля
В 21.47 29.3 вышла в район о. Фидониси (позиция №32). Утром 31.3 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 16.30 8.4 начала возвращение в базу и в 22.10 9.4 прибыла в Севастополь;

1942 год 23 апреля - 7 мая
В 21.30 23.4 вышла в район Одессы (позиция №31). 25.4 прибыла на позицию. Днем 1.5 не смогла атаковать ОТР из-за невыгодного КУ и мелководья. В 22.00 5.5 начала возвращение в базу и в 03.20 7.5 прибыла в Севастополь;

1942 год 25 мая - 6 июня
В 23.13 25.5 вышла в район Одессы (позиция №31). 27.5 прибыла на позицию. В 10.13 29.5 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 7 СКА) в точке 46°30,2' с.ш./30°52,5' в.д. (ТР 8000 т, атака=подв/ви/2, д=3,5-4 каб., через 30 сек. услышан взрыв - потоплен румынский ТР "Сулина" ("Sulina"), 3495 брт, перевозил боеприпасы, 2 артиллерийских орудия, около 4000 т овса и 510 т пшеницы из Констанцы в Николаев +10,-10). Преследования не было. 3.6 не смогла атаковать КОН из-за мелководья. 4.6 начала возвращение в базу и в 19.25 6.6 прибыла в Туапсе;

1942 год 8 - 9 июня
Перешла в Очемчири;

1942 год 11 июня
Перешла в Поти, где прошла текущий ремонт;

1942 год 5 июля
Перешла в Очемчири;

1942 год 6 июля
Перешла в Туапсе;

1942 год 7 - 18 июля
В 15.50 7.7 вышла из Туапсе в район Одессы (позиция №31). 8.7 в 25 милях южнее Балаклавы атакована самолетом, обстрелявшим ПЛ из пулеметов. Пулями в 3 местах пробито ограждение рубки, в 2 местах - перископ. 9.7 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. 16.7 начала возвращение в базу и в 07.40 18.7 прибыла в Туапсе;

1942 год 18 июля
Перешла в Очемчири;

1942 год 19 июля
Перешла в Поти, где прошла аварийный ремонт;

1942 год 8 августа
Перешла в Очемчири;

1942 год 8 - 9 августа
Перешла в Туапсе;

1942 год 9 - 22 августа
Утром 9.8 вышла в район Алушта - Феодосия. Вечером прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. 21.8 начала возвращение в базу и 22.8 прибыла в Очемчири;

1942 год 10 августа
Вошла в состав 3-го ДПЛ БПЛ ЧФ;

1942 год 27 августа
Перешла в Поти;

1942 год сентябрь - 17 декабря
С начала сентября проходила текущий ремонт;

1942 год 22 ноября
Вошла в состав 4-го ДПЛ БПЛ ЧФ;

1942 год 21 декабря - 1943 год 3 января
В 16.40 21.12 вышла в район Ялта - Феодосия (позиции №47-48). 23.12 прибыла на позицию. Утром 24.12 села на мель в подводном положении у берега из-за чего днем не смогла атаковать КОН БДБ. В 23.00 1.1 начала возвращение в базу, в 11.50 3.1 прибыла в Очемчири;

1943 год 4 января
Перешла в Поти;

1943 год 1 - 14 февраля
В 16.54 1.2 вышла в район Феодосии (позиция №48-б). Утром 3.2 прибыла на позицию. 9.2 получила приказ действовать между м. Чауда - м. Киик-Аталама. Встреч с кораблями противника не имела. В 23.00 12.2 начала возвращение в базу. В 08.04 14.2 прибыла в Очемчири;

1943 год 3 - 17 марта
В 18.00 3.3 вышла район меридиан 35°35' в.д. - м. Киик-Атла-ма (позиция №64). Встреч с кораблями противника не имела. В 20.00 14.3 начала возвращение в базу и в 10.36 17.3 прибыла в Очемчири;

1943 год 5 - 14 мая
В 19.45 5.5 вышла к южному побережью Крыма (позиция №84). В 15.00 8.5 прибыла на позицию. В 12.11 11.5 произвела торпедную атаку КОН (3 БДБ) в районе м. Айтодор (БДБ, атака=подв/ви/2, д=5 каб., через 55 сек услышаны 2 глухих взрыва - безуспешно атакованы германские КЛ "МАL 1", "МАL 2", "МАL 3"). Контратакована кораблями противника, сбросившими на безопасном расстоянии 12 глб. В 13.00-13.02 командир в перископ наблюдал гибель БДБ (предположительно MFP-130). В 07.30 12.5 ПЛ произвела торпедную атаку КОН (2 БДБ) в точке 44°51' с.ш./35°08' в.д. (БДБ, ата-ка=подв/ви/2, д=7 каб., через 55 сек услышан глухой взрыв, через 16 мин в перископ наблюдалась 1 БДБ - безуспешно атакована германская БДБ (предположительно MFP-241), наблюдавшая прохождение торпеды под килем). Преследования не было. В 14.00 начала возвращение в базу. Утром 14.5 расстреляла плавающую мину и в 13.48 прибыла в Очемчири;

1943 год 2 - 13 июня
В 19.30 2.6 вышла к южному берегу Крыма (позиция №84). В 02.25 5.6 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 23.00 11.6 начала возвращение в базу и в 09.30 13.6 прибыла в базу;

1943 год 3 - 17 августа
В 20.30 3.8 вышла в район Феодосии (позиция №86-запасная). В 15.00 7.8 прибыла на позицию. 12-14.8 произвела поиск экипажа самолета Ил-4 в 50 милях южнее Ялты. Встреч с кораблями противника не имела. В 21.00 14.8 начала возвращение в базу и в 05.44 17.8 прибыла в Очемчири;<

1943 год 22 октября
В 18.10 22.10 вышла в район м. Урет - Евпатория (позиция №95). На рассвете 25.10 прибыла на позицию. Днем 28.10 не смогла атаковать КОН (1 ТР и 1 ЭМ или ММ) из-за шторма (донесение передано вечером). В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. По плану должна была покинуть позицию 3.11. Возможные причины гибели: подрыв на плавающей мине, ошибка личного состава или отказ техники, а также подрыв на мине германского заграждения S-46 при возвращении в базу в случае навигационной ошибки в районе западнее м. Лукулл (по мнению Морозова М.Э., информация о потоплении ПЛ германским БО "Шифф 19" (Schiff 19) в точке 46.10 с. ш. /31.55 в.д. в 06.18-06.33 4.11.1943 не соответствует действительности, поскольку точка атаки германского БО находится намного севернее позиции ПЛ, а время атаки на сутки превосходит срок планового оставления позиции). На ПЛ погибло 33 члена экипажа;

1944 год 13 марта
Исключена из состава ВМФ.

командиры:

2. Малышев Н.И. (..?..-06.1941-11.11.1941)
3. Цуриков Ц.А. (11.11.1941-10.1943) 1. Пуаре Ю.В. (...12.1920-...11.1921)
2. Горняковский Н.А. (26.01/08.02.1922-05.05.1926-...1926)
3. Сластников Б.С. (врид 06.11.1925-27.04.1926, 11.06.1926-06.09.1926, 16.12.1928-01.01.1929)
4. Васюнин П.Н. (...06.1926-...07.1926)
5. Лашманов М.В. (...07.1926-...07.1928)
6. Немирович-Данченко К.К. (...05.1928-01.01.1930)
7. Седельников Ф.С. (врид ...08.1930-09.1930)
8. Солдатов Я.А. (...12.1930/01.01.1931-...03/21.06.1932)
9. Шатский В.Л. (17.05.1932-20.09.1932-...02.1933-17.04.1933)
10. Маглич Ф.С. (17.04.1933-...05.1935)
11. Успенский Б.А. (врид 10.04.1935-09.05.1935)
12. Фролов А.С. (врид 1935)
13. Савицкий С.Т. (врид 09.05/01.06.1935-19.03.1939)
14. Тураев В.А. (врид 07.05.1936-...1936)
15. Беланов Н.М. (19.03.1939-01.02.1941)
16. Малышев Н.И. (21.11.1940-11.11.1941)
17. Цуриков С.А. (11.11.1941-28.10/06.11.1943)

список источников:

1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Широкорад А.Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.», Минск, «Харвест», 2002г.
6. Бережной С.С. «Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.», Москва, «Военное издательство», 1988г.
7. Гусев А.Н. «Советские подводные лодки 1922-1945 гг.», ч.2, Санкт-Петербург, «Галея Принт», 2004г.
8. Тарас А.Е. «Подводные лодки Второй мировой войны 1935-1945 гг.», Минск, «Харвест», 2004г.
9. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Одесса, Исма-Инвест, Астропринт, 2000г.
10. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Москва, "Военное издательство", 1990г.
11. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.", ч.2, Москва, "Стратегия КМ", 2003г.
12. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
13. Информация от Юрия Щербакова.

Главная Морская столица История Организации Кают компании Гарнизоны Фото-видео Новости