"подводная лодка"
интернет-магазин
"подводный флот россии" форум энциклопедия подводных лодок
- до 1901
1901-1917
1917-1945
1945 - по настоящее время
» подводные лодки дизельные
» подводные лодки атомные
» подводные аппараты
нереализованные проекты
персоналии литература книга памяти фотоархив


продвижение сайта петербург

аренда генераторов
АГ-21, "Металлист" (бортовой №16) А-5, ПЗС-8 тип "АГ" (Holland-602GF)

фотография:

историческая справка:

1916 год
Построена для ВМС Великобритании на судоверфи "Barnet Yard" в Ванкувере (Канада);

1916 год 19 сентября
Приобретена заводом "Ноблесснер" по заказу Морведа России;

1917 год
В разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на отделение Балтийского завода в Николаеве (завод "Наваль") для достройки;

1917 год 28 февраля
Перезаложена;

1917 год 21 августа
Зачислена в списки кораблей Черноморского флота (ЧФ);

1917 год осень
Спущена на воду;

1918 год
Вступила в строй. Вошла в состав морских сил Юга России Добровольческой белой армии;

1918 год 24 ноября
Захвачена в Севастополе англо-французскими интервентами;

1919 год 26 апреля
По приказу английского командования затоплена в районе Севастополя;

1926 год
Во время тренировочных спусков курсанты Водолазной школы обнаружили ПЛ. Она лежала на грунте на глубине 50 м с креном около 40 град. на правый борт и дифферентом 8 град. на корму. Носовая часть до торпедопогрузочного люка возвышалась над грунтом, а корма вошла в плотный ил. Подъем лодки было решено производить ступенчатым способом с использованием 400 - и 100-тонных понтонов. В кормовой части для протаскивания подъемного полотенца необходимо было промыть туннель;

1927 год
Подготовительные работы были завершены к началу августа 1927 г. Первая попытка, предпринятая 5 августа, оказалась неудачной - 400-тонный понтон выскользнул из стропов. Вторая попытка была предпринята 10 сентября. Понтон всплыл на поверхность с дифферентом 35 град. Нос лодки подвсплыл на 15 м, а корма едва касалась грунта. В таком положении лодку вместе с понтоном отбуксировали до глубины 35 м. Попытка произвести дальнейший подъем лодки окончилась неудачей. Из-за начавшегося периода штормов работы по подъему перенесли на следующий год;

1928 год
Весной 1928 г. работы были продолжены и 19 (21?) мая 1928 г. лодка была поднята Черноморской партией ЭПРОН на поверхность и введена в Севастопольскую бухту. Корпус лодки оказался в лучшем состоянии по сравнению с однотипными лодками, остававшимися в строю. Было принято решение о восстановлении лодки;

1930 год 30 декабря
После восстановительного ремонта в Севастополе вновь введена в строй и включена в состав Морских Сил Черного Моря (МСЧМ). Вошла в состав отдельного дивизиона ПЛ;

1931 год 3 февраля
Переименована в "Металлист". Присвоен бортовой номер 16;

1931 год март
Перечислена в состав 1(?)-го ДПЛ БПЛ МСЧМ;

1931 год 8 июня
Во время учебных торпедных стрельб, в результате неправильных действий командира лодки Бебешина, она была протаранена эсминцем "Фрунзе". Лодка затонула в районе Севастополя. При аварии погибло 24 человека. Девятерым удалось спастись (шестеро всплыли с воздушным пузырем в момент гибели лодки, троих извлекли из кормового отсека уже после подьема корабля);

1931 год 10 июня
Поднята на поверхность и отбуксирована в Севастополь;

1932 год 1 января
После аварийного ремонта вновь введена в строй;

1934 год 15 сентября
Переименована в "А-5";

1935 год 11 января
Вошла в состав ЧФ;

1936 - 1938 год
Находилась в капитальном ремонте;

1941 год 22 июня
К началу войны, находилась в текущем ремонте в Севастополе, входила в состав 6-го ДПЛ 2-й БПЛ ЧФ;

1941 год 27 июля
Вступила в строй;

1941 год 31 июля - 2 августа
Перешла в Поти;

1941 год 25 августа - 1 сентября
В 20.30 25.8 вышла в дозор в район юго-западнее Поти (позиция №15). Встреч с кораблями противника не имела. В 06.55 1.9 вернулась в Поти;

1941 год 10 августа
Перечислена в состав 3-го ДПЛ БПЛ ЧФ;

1941 год 14 - 16 сентября
В 20.18 14.9 вышла в дозор юго-западнее Поти (позиция №15). 15.9 во время зарядки ЛБ выгорела изоляция секции якоря правого электромотора. По приказу командования начала возвращение в базу и в 13.17 16.9 прибыла в Поти;

1941 год 2 - 8 октября
В 00.00 2.10 вышла в дозор юго-западнее Поти (позиция №15). Встреч с кораблями противника не имела. 8.10 вернулась в Поти;

1941 год 16 - 23 октября
16.10 вышла в дозор в район западнее Батуми. Встреч с кораблями противника не имела. 23.10 вернулась в Поти;

1941 год 5 - 12 ноября
В 22.20 5.11 вышла в дозор в район западнее Батуми. Встреч с кораблями противника не имела. В 10.00 12.11 вернулась в Поти;

1941 год 20 - 28 ноября
В 20 ч 20.11 вышла в дозор в район западнее Батуми. Встреч с кораблями противника не имела. В 09.48 28.11 вернулась в Поти;

1941 год 19 - 23 декабря
19.12 вышла в дозор в район зап. Батуми. Встреч с кор. противника не имела. 23.12 вернулась в Поти;

1942 год 16 - 17 февраля
Перешла в Очемчири;

1942 год 18 февраля
Перешла в Поти;

1942 год 25 февраля
Перешла в Очемчири;

1942 год 25 - 27 февраля
Перешла в Севастополь;

1942 год 5 - 16 марта
В 19.50 5.3 вышла в район о. Фидониси (позиция №32). 7.3 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. 12.3 ударами волн в штормовую погоду сломано перо кормовых горизонтальных рулей. В 20.45 16.3 прибыла в Севастополь;

1942 год 25 - 27 марта
Перешла в Очемчири;

1942 год 30 марта
Перешла в Поти, где прошла аварийный ремонт;

1942 год 1 июня
Перешла в Очемчири;

1942 год 2 - 4 июня
Перешла в Севастополь;

1942 год 7 - 21 июня
В 16.10 7.6 вышла в район Одессы (позиция №31). Вечером 10.6 прибыла на позицию. В 15.12 11.6 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 5 СКА) в районе Одесской б-ки (ТР 6000 т, атака=подв/пр/1,д=3,5 каб, через несколько секунд был услышан сильный взрыв - в точке 46°33.8' с.ш./30°45.3' в.д. (по др. данным 46°32.05' с.ш./30°56.05' в.д.) получил тяжелые повреждения и выбросился на отмель румынский ТР "Ардял" ("Ardeal"), 5695 брт, перевозил авиационные моторы и другое имущество Люфтваффе, 5-8.8.1942 поднят и впоследствии введен в строй). В 15.15-15.37 герм. КАТЩ "FR 2", "FR 4", "FR 7", "FR 8", "FR 10" сбросили на ПЛ 18 глб. На лодке вышел из строя гирокомпас. В 16.06 обнаружила ТР "Ардял" на отмели. В 10.17-10.20 13.6 обнаружена и атакована СКА, сбросившим 3 глб - деформирован запор крышки рубочного люка, получили повреждения некоторые электроизмерительные приборы. 18.6 начала возвращение в базу и в 07.20 21.6 прибыла в Туапсе;

1942 год 21 - 22 июня
Перешла в Очемчири, где прошла аварийный и навигационный ремонт;

1942 год 18 июля - 4 августа
В 07.15 18.7 вышла в район Одессы (позиция №31). В 11.02 25.7 в точке 46°22,8' с.ш./30°54,9' в.д. подорвалась на трубке КА мины UМВ румынского заграждения S-33, выставленного румынскими МЗ "Дакия" и "Мурджеску". В результате взрыва вышли из строя гирокомпас, управление кормовыми горизонтальными рулями и вертикальным рулем (сломаны баллеры), была деформирована и заклинена правая линия вала, в прочном корпусе V отсека образовались трещины и деформации. 25-29.7 устраняла повреждения находясь на позиции. Вечером 26.7 после всплытия воентехник 2 ранга В.А. Глушич и главный старшина И.В. Качурин, надев легководолазные костюмы, осмотрели корму. После этого главный старшина С.П. Поляков и старшина 1-й статьи И.И. Дегтяренко освободили правый вал. Лодка в это время находилась в готовности к срочному погружению. Моряки добровольно рисковали жизнью ради спасения корабля. Четверо суток экипаж во главе со своим командиром старшим лейтенантом Кукуем Г.А. вел мужественную борьбу за живучесть лодки и победил. 29.7 ПЛ вышла из Одесского залива, 3.8 встречена БТЩ-404. В 06.40 4.8 прибыла в Очемчири, где её уже считали погибшей;

1942 год 18 августа
Перешла в Поти;

1942 - 1943 год
Проводила аварийный ремонт;

1942 год 22 ноября
Перечислена в состав 4-го ДПЛ БПЛ ЧФ;

1944 год 26 января
Перешла в Очемчири;

1944 год 5 - 25 февраля
В 18.32 5.2 вышла к южному побережью Крыма (позиция №108-109). В 04.05 7.2 прибыла на позицию. В ночь на 21.2 не смогла атаковать КОН из 5 НСУ из-за шторма и угрозы столкновения. В 19.02 23.2 начала возвращение в базу и в 16.20 25.2 прибыла в Очемчири;

1944 год 23 марта
Перешла в Поти;

1944 год 24 марта
Перешла в Очемчири;

1944 год 11 - 27 апреля
В 23.50 11.4 вышла в район западнее м. Херсонес (западная часть позиции №7). В 05.10 14.4 прибыла на позицию. В 09.34 14.4 произвела торпедную атаку КОН (3 БДБ) в точке 44°23' с.ш./32°56,5' в.д. (БДБ, атака=подв/ви/2, д=3,5 каб., через 33 и 39 сек. услышаны взрывы - безуспешно атакована германская БДБ "F 342"). Контратакована германским БО, сбросившими на безопасном удалении 30 глб. С утра 15.4 в течение 5 часов подвергалась преследованию СКА и самолетов противника, сбросивших 72 глб. Утром 22.4 перехватила КОН по данным, полученным с "М-111", но не смогла атаковать его из-за большого КУ. Утром 23.4 не смогла атаковать НСУ из-за большого КУ. В 10.58 произвела торпедную атаку КЛ и точке 44°01,9' с.ш./32°О9' в.д. (КЛ, атака=подв/ви/2, д=12 каб., через 106 и 114 сек услышаны 2 взрыва - безуспешно атакован германский БО "Uj 103"). Преследования не было - вблизи лодки взорвалось 33 авиабомбы, сброшенных советскими самолетами на БО. Утром 24.4 не смогла атаковать 2 ТР из-за большого КУ. В 22.30 начала возвращение в базу и в 03.10 27.4 прибыла в Очемчири;

1944 год 2 - 5 мая
В 22.27 2.5 вышла в район западнее м. Херсонес (южная часть позиции №7). В 13.05 3.5 следуя на позицию в точке 42°47' с.ш./39°50' в.д повредила винт о неизвестный плавающий предмет (по мнению командира - бревно). Одна лопасть винта была сорвана, остальные - погнуты. Начала возвращение в базу и в 06.30 5.5 прибыла в Очемчири;

1944 год 8 - 16 мая
В 21.05 8.5 вышла в район юго-западнее м. Сарыч (позиция №10). В 23.00 10.5 прибыла на позицию. В 08.29 11.5 произвела торпедную атаку одиночной БДБ в точке 43°35' с.ш./32°10' в.д. (БДБ, атака=подв/ви/2, д=5 каб., через 40-45 сек услышан взрыв - зарубежных данных нет, возможно повреждена германская БДБ "F 568"). При попытке всплыть атакована самолетами (возможно ВВС ЧФ), сбросившими 27 бомб - легко повреждены кормовые горизонтальные рули. В 10.59 наблюдала на месте атаки многочисленные плавающие обломки и брошенную шлюпку. Утром 12.5 не смогла атаковать КОН из-за ошибки рулевого-горизонтальщика. В 10.47 произвела торпедную атаку КОН (3 ТР, 2 СКА) в точке 43°50,4' с.ш./31°50' в.д. (ТР 3-4000 т, атака=подв/ви/2, д=6 каб., услышано 2 взрыва - безуспешно атакован венгерский ТР "Касса"). Контратакована германскими БО, сбросившими на безопасном удалении 24 глб. В 13.44 произвела торпедную атаку 2 м/б противника в точке 43°54,2' с.ш./31°50,2' в.д. (м/б 150 т, атака=подв/пр/1, д=4 каб., услышан 1 взрыв - безуспешно атакован германский БО "Uj 318"). Контратакован германскими БО, сбросившими 9 глб. В некоторых источниках указывается о потоплении 12.05 поврежденного авиацией германского транспорта "Durostor" (1309 брт) и шхуны "Seepferd". В ночь на 13.5 не смогла атаковать 2 КОН противника из-за невыгодных КУ. В 02.16 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 СКА) в точке 43°54,7' с.ш./32°21,2' в.д. (ТР 5000 т, атака=надв/пр/1, д=15 каб., промах - зарубежных данных нет). В 02.22 начала возвращение в базу. В 16.35 15.5 при возвращении но ошибке атакована самолетом Пе-2, сбросившим 2 бомбы. В 06.00 16.5 прибыла в Очемчири;

1944 год 20 мая
Перешла в Поти;

1944 год 25 мая - 10 июня
Прошла доковапие;

1944 год 9 июня
Перечислена в состав 2-го ДПЛ 1-й БПЛ ЧФ;

1944 год 1 - 26 июля
Прошла доковапие;

1944 год
До окончания боевых действий находилась в текущем ремонте;

1945 год март
Начала капитальный ремонт;

1945 год 6 марта
Награждена орденом Красного 3намени;

1945 год 27 августа
Выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию;

1949 год 16(15?) мая
Переименована в "ПЗС-8";

середина 50-х годов
Исключена из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.

командиры:

1. Бебешин М.И. (...10.1929-08.06.1931)
2. Кудряшов С.С. (20.11.1931-22.05.1932-20.09.1932)
3. Поскотинов А.А. (20.09.1932-...1932)
4. Лавинский М.Н. (08.12.1932-13.06.1934)
5. Тишкин Н.В. (врид 08-10.1933)
6. Литвиненко Н.И. (...04.1934-...08.1935)
7. Борисов С.И. (15.11.1937-26.03.1938)
8. Бобров Г.Е. (29.01.1938-29.10.1939)
9. Журавлёв П.П. (02.11.1939-25.09.1940)
10. Касаткин А.П. (врид 25.09.40, командир(?) 11.12.1940-07.03.1941)
11. Кукуй Г.А. (27.06.1941-03.10.1942 по др. данным до 10.08.1942)
12. Матвеев В.И. (29.12.1942-09.06.1944)
13. Малов Н.П. (09.06.1944 -12.12.1945)

список источников:

1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Широкорад А.Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.», Минск, «Харвест», 2002г.
6. Бережной С.С. «Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.», Москва, «Военное издательство», 1988г.
7. Гусев А.Н. «Советские подводные лодки 1922-1945 гг.», ч.2, Санкт-Петербург, «Галея Принт», 2004г.
8. Тарас А.Е. «Подводные лодки Второй мировой войны 1935-1945 гг.», Минск, «Харвест», 2004г.
9. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Одесса, Исма-Инвест, Астропринт, 2000г.
10. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Москва, "Военное издательство", 1990г.
11. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.", ч.2, Москва, "Стратегия КМ", 2003г.
12. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.

Главная Морская столица История Организации Кают компании Гарнизоны Фото-видео Новости