"подводная лодка"
интернет-магазин
"подводный флот россии" форум энциклопедия подводных лодок
- до 1901
1901-1917
1917-1945
1945 - по настоящее время
» подводные лодки дизельные
» подводные лодки атомные
» подводные аппараты
нереализованные проекты
персоналии литература книга памяти фотоархив


продвижение сайта петербург

аренда генераторов
"Волк", ПЛ-2, "Батрак" №21, "У-1", Б-5", тип "Барс"

фотография:


историческая справка:


1913 год 15 (28 по с.с.) сентября
Заложена на Балтийском заводе;

1913 год 28 сентября
Зачислена в списки кораблей БФ;

1915 год 25 октября
Спущена на воду;

1916 год 15 (14?) апреля
Вступила в строй;

1916 - 1917 год
Участвовала в 1-й мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, обеспечение и прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам), совершила 9 боевых походов;

1916 год 15-17 мая
Уничтожила в Норчепингской бухте германские пароходы "Gеrа(Hera)" (Гера 4300 т), "Bianka" (Бианки 1800т) и "Colga(Kolga)" (Кольга 2500т). 15 мая 1916 г. Ревель проводил "Волка" в поход в район Норчепинга. Погода стояла хорошая, на половине пути до позиции на глубине 20 м офицеры устроили чаепитие под граммофон, а потом команда заночевала. В 4 утра 17 мая корабль всплыл на поверхность и двинулся к месту патрулирования. День стоял солнечный и издалека заметив белое пятно, срочно погрузились, но это оказался небольшой пароходик с громадным шведским флагом. Ничем не выдав своего присутствия, "Волк" терпеливо ждал добычу. Вскоре показался черный, сильно дымивший силуэт. Большой пароход без флага и каких-либо надписей сильно торопился. Командир лодки посчитав, что судно без флага несомненно немецкое, приказал всплыть. Комендоры выскочили на палубу и еще по колено в воде дали два выстрела впереди цели. Транспорт остановился и нехотя поднял германский флаг. Команда "Gera", как назывался пароход, вела себя с чисто немецкой дисциплинированностью. На сигнал "Возможно быстрее покинуть судно", немцы дали подтверждающий сигнал, а через 2 минуты 23 человека горохом скатились в шлюпки и отошли от борта. Вахтенный офицер лейтенант В.А. Подерни приказал капитану привезти карты и судовые документы, а на лодке поднять андреевский флаг, чтобы показать, что русский флот вышел в море. Капитан исполнил приказание и, поднявшись на лодку, казался совершенно спокойным, но когда через семь минут после взрыва торпеды, выпущенной лодкой "Gera", встала вертикально и пошла на дно, он не выдержал и отвернулся, закрыв лицо руками. Оставшимся в шлюпках объявили, что они могут быть свободны и обрадованные немцы отсалютовали приподняв фуражки. Неожиданно сигнальщики обнаружили перископ подводной лодки, и "Волк" немедленно ушел в воду. Перезарядив торпедный аппарат и выждав пару часов, лодка всплыла под перископ, и командир увидел буквально рядом еще один пароход без каких-либо опознавательных знаков. Хотя опасность атаки немецкой лодки оставалась, И.К. Мессер решился всплыть. Пароход "Кolga" считался военным транспортом, видимо этим объясняется его поведение. После нескольких выстрелов он остановился, но после прекращения огня сразу дал полный ход. "Волк" в такой ситуации имел право стрелять и немедленно выпустил торпеду, попавшую в середину корпуса. У борта поднялся громадный столб воды, а когда он осел, "Kolga" остановилась и начала резко крениться. На палубу выбежали люди и стали спускать шлюпку. Тем временем на горизонте показался дымок, и лодка не стала дожидаться, когда "упрямец" затонет. Развив полный ход, субмарина поспешила на перехват нового транспорта, и ее ожидание оправдалось, он снова оказался немецким. Капитан "Bianka" поняв, что с "Волком" шутки плохи, послушно выполнил все приказы. Чтобы сэкономить время, пароход утопили торпедой. В момент взрыва на нем начал работать гудок, который замолк, лишь скрывшись в волнах. Это был как бы салют блестящему успеху русской подводной лодки, которая за день потопила больше пароходов, чем все балтийские лодки за два предыдущих года. Второй немецкий капитан с палубы "Волка" грустно слушал сигнал своего парохода. К месту атаки подошли два "шведа" и издали наблюдали за происходящим. Только после ухода "Волка" они решились спасать людей из шлюпок;

1916 год 19 мая
Все встреченные пароходы оказались шведскими. Немцы задержали выход своих судов, таким образом "Волк" успешно решил задачу по прерыванию коммуникаций. Ночью лодка заряжала аккумуляторные батареи, на море постепенно поднималась волна все более сильная. Одна из них накрыла субмарину, и много воды попало через открытый люк внутрь. Вдали показались огни парохода, и командир лодки пошел на сближение. Неожиданно сигнальщик заметил на корме красный огонь, который быстро приближался. Вскоре стало ясно, что это миноносец, идущий прямо на лодку. Субмарина срочно начала погружаться, и тут сказалось происшествие с волной. Залитый ею электромотор при включении дал сильную вспышку и механик получил серьезные ожоги. Однако за счет хорошего знания техники подводники смогли заменить пострадавшего и быстро увести корабль под воду. Только после этого прибежавший в центральный пост матрос доложил, что в носу был ясно слышен шум винтов торпеды, прошедшей в 1-2 м от борта. Какие-то мгновения спасли лодку от попадания торпеды и удара форштевнем миноносца. В это же день крейсерство пришлось прекратить. На ПЛ случилось несчастье - при подготовке правого главного электродвигателя для работы на гребной винт был случайно убит моторист. ПЛ прервала боевой поход и 21 мая вернулась в Ревель;

1916 год 9 июня
У побережья Швеции обнаружила шведский параход и стала всплывать для досмотра. Параход пытался таранить лодку, и она была вынуждена срочно погрузиться. Таранного удара по корпусу удалось избежать, но оба перескопа были смяты;

1916 год 10 июня
Следовала на позицию. День стоял ясный, в пустынном море летало очень много чаек. Моряки тщательно осматривали горизонт, внимание одного из них привлекла чайка, которая почему-то не махала крыльями. Он удивился и присмотревшись понял, что на лодку летит самолет. Это удивление спасло корабль. "Волк" срочно ушел в воду, и все семь сброшенных бомб взорвались точно над лодкой. Их осколки потом обнаружили на палубе. Таким атакам подверглись и другие наши лодки, и намечавшаяся операция не дала ожидаемых результатов;

1916 год 20 июня
Обнаружила шведский пароход и стала всплывать для его досмотра. Пароход пошел на таран и ПЛ вынуждена была срочно погрузиться, таранного удара удалось избежать, но оба перископа были смяты;

1916 год 7 июля
Потопила транспорт "Dorita" (Дорита, 6000 т) с грузом железной руды. Командование попробовало провести совместный рейд двух эсминцев и подлодки. Заняв позицию в Ботническом заливе, 7 июля лодка пропустила большой шведский парусник и всплыла перед носом парохода, который бойко двигался по "безопасному" пути. "Dorita" резко свернула и начала удирать к берегу в шведские воды. Артиллеристам пришлось стрелять уже не перед носом парохода, а прямо в корму. Только получив несколько прямых попаданий в корпус, немецкий капитан остановил судно. Чтобы не терять времени, пароход потопили торпедой, как только экипаж сошел в шлюпки. Взятый на борт капитан "Dorita" долго доказывал, что лодка атаковала его пароход в шведских водах и лишь после того как ему показали подробную карту, согласился, что до берега пять миль, а суверенитет Швеции в море простирается на 3 мили. На обратном пути лодке на редкость повезло. Уже вблизи своих берегов, следуя точно по фарватеру, вахтенный офицер неожиданно почувствовал сильный удар в корпус лодки. Оглянувшись, он увидел, что в волнах качается немецкая гальваноударная мина и два ее "рога" согнуты. Удача не отвернулась от одной из лучших русских лодок, мина попалась неисправная;

1917 год
Участвовала в Февральской революции;

1917 год 25 октября
Вошла в состав Красного БФ;

1918 год 7 - 16 апреля
Совершила переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт совместно с другими кораблями флота;

1918 год август-сентябрь
К 15 августа находилась в Шлиссельбурге, занималась учебно-боевой подготовкой. Для тренировки экипажей ПЛ переодически выходила в Ладожское озеро, где производила практические погружения;

1918 - 1920 год
Участвовала в гражданской войне: оборона Пегрограда в 1919 г., входила в состав ДОТ (Действующий отряд судов) флота Балтийского моря;

1919 год 10 (19?) июля
Встретила в Копорском заливе три английских эсминца, но, имея исправным только один мотор, не смогла приблизиться на дистанцию залпа;

1920 год
Переименована в "ПЛ-2";

1921 год 21 апреля
Вошла в состав МСБМ;

1921 год сентябрь
Вошла в состав практической эскадры МСБМ;

1921 год 28 сентября
В составе отряда перешла в Лужскую губу;

1921 год 28 сентября по 7 октября
Участвовала в маневрах МСБМ (первых после гражданской войны);

1921 - 1923 год
Прошла капитальный ремонт;

1923 год 25 марта (1922 год 31 декабря?)
Переименована в "Батрак";

1925 год
Выведена из боевого состава, переклассифицирована в учебную подводную лодку и передана Учебному отряду подводного плавания;

1931 год 14 ноября
Присвоен бортовой № 21. Вошла в состав 2 дивизиона бригады ПЛ;

1932 год 10 декабря
Переименована в "У-1". Передана в состав УОПП;

1934 год 15 сентября
Переименована в "Б-5";

1935 год 11 января
Вошла в состав КБФ;

1935 год 11 марта
Разоружена и исключена из состава РККФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации;

1935 год 11 октября
Сдана в ОФИ для разборки на металлолом.

командиры:


1. Нордштейн Н.К. (1915)
2. Мессер 1-й И.В. (30.10.1915-09.10.1917-...03.1918)
3. Бахтин А.Н. (врид - 03-20.02.17, командир - 08.12.1917-...03.1918)
4. Хмызников П.К. (05.03.1918-26.06.1918)
5. Китаев Н.М. (26.06.1918-03.01.1919)
6. Горняковский Н.А. (03.01.1919-25.08.1921)
7. Ворошилин Б.М. (врид 15-30.03.19)
8. Мельников М.М. (врид 01.02.1920-07.03.1920, 04.11.1920-08.12.1920)
9. Горяинов В.Ю. (врид 08.12.1920-16.03.1921)
10. Берг А.И. (25.08.1921-05.11.1921)
11. Тимичеев С.А. (врид 05.1921-24.11.1921)
12. Пуаре Ю.В. (24.11.1921-...03.1923)
13. Перекрестов В.Л. (1923)
14. Кислицкий Б.М. (11.05.1923-13.04.1924)
15. Секунов Б.А. (01.04.1924-01.05/08.07.1929)
16. Вавилов Д.М. (...04./01.05.1929-...12.1931)
17. Лашманов М.В. (помощник командира 05.05.1932-14.02.1935)


список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 1 Санкт-Петербург 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
6. Рассол И.Р. "Три мгновения истории подводного плавания в России", Подводный флот №10.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун! №3, 1999г.
8. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
9. Гуров С.А., Тюлькин В.Э. "Корабли Балтийского флота", Янтарный сказ, Калининград, 2002г.

Главная Морская столица История Организации Кают компании Гарнизоны Фото-видео Новости