"подводная лодка"
интернет-магазин
"подводный флот россии" форум энциклопедия подводных лодок
- до 1901
1901-1917
1917-1945
1945 - по настоящее время
» подводные лодки дизельные
» подводные лодки атомные
» подводные аппараты
нереализованные проекты
персоналии литература книга памяти фотоархив


продвижение сайта петербург

аренда генераторов
"Пантера", ПЛ №5, "Комиссар", ПЛ №13, "Б-2", "ПЗС-1", тип "Барс"

фотография:


историческая справка:

1913 год 28 сентября
Зачислена в списки кораблей БФ;

1914 год 3 июля
Заказ на строительство ПЛ был получен заводом "Ноблесснер", но т.к. этот завод только строился, строительство корпуса лодки было передано Адмиралтейскому заводу, где подводная лодка и была заложена. Собранный и совершенно изготовленный в Петрограде корпус был разобран и перевезен в Ревель, где вновь собран на стапеле завода "Ноблесснер". На подводной лодке были установлены двигатели Дизеля с амурских канонерок;

1916 год 16 (13?) апреля
Спущена на воду;

1916 год 23 июля
Вошла в строй, зачислена в состав 2-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря с базированием на Ревель;

1916 - 1917 год
Участвовала в 1-ой мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам; совершила 10(?) боевых походов);

1916 год 9 - 13 октября
Первый боевой поход. 9.10 вышла из Ревеля в Балтийское море на боевую позицию к побережью Швеции (к Ландсорту). 11.10 в районе банки Арчебадан обнаружила и атаковала крупный транспорт тремя торпедами с 3-х кабельтовых, по оценке командира транспорт был уничтожен (подтверждающих данных нет). На глубине 30 метров от взрыва заклинило горизонтальные рули. ПЛ ударилась о грунт и всплыла. В результате была повреждена кормовая дифферентная цистерна и нарушена герметичность глушителей ДД. Командир принял решение о возвращении в базу. В Рижском заливе, при следовании в надводном положении, села на мель на банке Шмит-Грунд по вине штурмана М. Соколова. Сняться с мели своими силами не удалось. По радио были вызваны буксиры из Роггекюля. 13.10 ПЛ прибыла в базу;

1917 год 27 мая - 2 июня
Второй боевой поход. Вышла в район Ландсорта. Имела контакты с миноносцем, цеппелином, подводной лодкой. Вернулась с серьезными повреждениями механизмов;

1917 год 8 - 15 августа
Третий боевой поход. Позиция в раоне Ландсорта. Безрезультатно;

1917 год 20 августа
В составе дивизиона перебазировалась в Гангэ;

1917 год август
Четвертый боевой поход из Гангэ в район Стейнорта;

1917 год 2 октября
Перешла из Гангэ в Ревель;

1917 год
Экипаж активно участвовал в Февральской и Октябрьской революциях;

1917 год 25 октября
Вошла в состав Красного БФ;

1918 год февраль
В тяжелой ледовой обстановке перешла с другими кораблями из Ревеля в Гельсингфорс;

1918 год 7 - 18 апреля
В тяжелой ледовой обстановке перешла шхерами Финского залива из Гельсингфорса в Кронштадт в составе 1-го эшелона 3-го отряда кораблей. 10.04 уклоняясь от столкновения с ПЛ "Змея" была вынуждена застопорить ход и по инерции была протаранена в корму ПЛ "Леопард". На ПЛ "Пантера" была пробита выше ватерлинии кормовая БЦ и поврежден вертикальный руль. 13.10 на ПЛ лопнул штуртрос, и вертикальный руль снова вышел из строя. При дальнейшем движении во время сжатия льдов на ПЛ разошлись швы и вылетела часть заклепок обшивки корпуса. 18.04 на буксире ледокола "Силач" прибыла в Кронштадт;

1918 год
В составе специального отряда Балтийского флота ПЛ переведена на Ладожское озеро;

1918 год август - сентябрь
22 - 24 августа проводила разведку района о. Восчаный в Ладожском озере. 13 сентября вернулась в Петроград;

1918 год декабрь
В конце декабря 1918 года штаб Балтийского флота на основании личного указания Л.Д.Троцкого разработал печально известный план набеговой операции кораблей ДОТа на Ревель. 23 декабря ПЛ вышла из Кронштадта с целью ведения разведки на подходах к Ревелю. С помощью ледокола ПЛ с большим трудом удалось выйти на чистую воду. Поход проходил в крайне тяжелых метереологических условиях. На море шел шторм. Компас и пеленгатор на мостике обледенели настолько, что штурман не мог определить местонахождение корабля. Перископы так же обледенели, что исключало их использование в подводном положении. Под тяжестью льда оборвалась антенна, и ПЛ лишилась связи. В этих условиях ПЛ не смогла выполнить поставленной задачи и 26 декабря вернулась в Кронштадт;

1919 год 15 января
Осуществила выход в Нарвский залив с целью воспрепятствовать высадке десанта противника. До кромки льда и при возвращении сопровождалась ледоколами;

1919 год
Участвовала в гражданской войне: оборона Петрограда в 1919 г., в феврале 1919 года вошла в состав Действующего Отряда Балтийского флота (ДОТ);

1919 год 23 - 24 июля
23 июля ПЛ вышла из Кронштадта с задачей скрытно проникнуть в Копорский залив и атаковать находящиеся там английские корабли. Прибыв в указанный район ПЛ 24 июля двумя торпедами пыталась поразить две подводных лодки противника, но ни одна из выпущенных торпед не попала в цель (одна торпеда прошла мимо, другая затонула). ПЛ повторила атаку, выпустив по одной из ПЛ еще две торпеды, но и они прошли мимо. Это была первая торпедная атака советских подводников. Противник контратаковал, но так же безуспешно. Вскоре после атаки ПЛ в подводном положении отошла к Шепелевскому маяку, где всплыла, и в надводном положении направилась в Кронштадт, куда прибыла 24 июля;

1919 год 31 августа - 1 сентября
Утром 31 августа ПЛ вышла из Кронштадта в район Бьёре, Копроский залив с задачей атаковать английские корабли, которые блокировали выход из Кронштадта и обстреливали советское побережье в Копорском заливе. На траверзе Толбухина маяка подводная лодка погрузилась и продолжила переход в подводном положении. В 15 часов ПЛ прибыла в указанный район. Всплыв под перископ, командир ПЛ при осмотре горизонта обнаружил эсминец, вышедший из Копорского залива. Учитывая тот факт, что глубина хода на торпедах ПЛ была установлена на расчет атаки крейсера, командир субмарины отказался от атаки. Он решил отойти к банке Средняя, чтобы ночью произвести зарядку батареи. В 17.50 ПЛ обнаружила все тот же эсминец, который шел параллельным курсом. Вскоре обнаружился и второй эсминец, следующий в том же направлении. Посчитав зарядку у банки Средней опасной, командир ПЛ направился в Копорский залив, чтобы быть ближе к своему берегу. В 18.15 ПЛ повернула назад, но через 45 минут при осмотре горизонта командир ПЛ обнаружил, что эсминцы встали на якорь у острова Сескар. Командир ПЛ решил атаковать. Сблизившись с противником со стороны острова, в 21.19 ПЛ выпустила из носовых аппаратов две торпеды по одному из кораблей с дистанции 4-5 кабельтовых. Вскоре послышался взрыв. Эскадренный миноносец "Виттория" (Vittoria)в результате попадания торпеды затонул. Эта атака стала первой победой советских подводников. Уклоняясь от контратаки противника, ПЛ пробыла под водой 28 часов, пройдя 75 миль, что являлось рекордом для подводных лодок этого типа в то время. За эту атаку командир лодки А.Н. Бахтин был удостоен Ордена Красного Знамени, а 18 (17?) членов экипажа именными часами;

1920 год
Прошла капитальный ремонт;

1921 год 21 апреля
Вошла в состав МСБМ;

1921 год 1 октября
Присвоен бортовой №5;

1922 год лето
ПЛ посетил Председатель ВЦИК М.И Калинин и делегаты III Конгресса Коминтерна;

1922 год 31 декабря (1923 год 17 января?)
Полочила наименование "Комиссар";

1924 год
Прошла капитальный ремонт;

1931 год 14 ноября
Присвоен бортовой №13 (находилась в составе 1-го Дивизиона Бригады ПЛ);

1933 - 1935 год
Прошла модернизацию. Проект модернизации предусматривал усовершенствование подводных лодок типа "Барс", поскольку корпуса их были в хорошем состоянии. На подводной лодке установили две межотсечные переборки, разделившие лодку на 3 отсека, установили новые двигатели 38-В-8, мощностью 685 л.с., новые торпедопогрузочные люки, сменили аккумуляторную батарею, установили новые гребные винты, сделали новый мостик закрытого типа и ограждение рубки по типу ПЛ "Щ", установили 45 мм полуавтоматическое орудие. Надводная скорость увеличилась до 15,5 узлов, существенно улучшилась живучесть подводной лодки. Объем переделок оказался настолько значительным (по стоимости более 2 миллионов рублей), что от модернизации других подводных лодок типа "Барс" отказались;

1934 год 15 сентября
Переименована в "Б-2";

1935 год 11 января
Вошла в состав КБФ;

1935 год 25 марта
В составе дивизиона вошла в состав 2-ой Бригады ПЛ с базированием на Ленинград;

1940 год 10 января
Выведена из боевого состава и переклассифицирована в опытовую подводную лодку;

1941 год 11 февраля
Вошла в состав ОУДПЛ;

1941 год июль
Выходила на позицию в районе Котка. По возвращении из похода, столкнувшись с подводной лодкой "П-3",нанесла ей значительные повреждения, из за которых "П-3" была вынуждена встать на ремонт;

1941 год 23 (21?) сентября
При налете немецкой авиации на Кронштадт сбила артиллерийским огнем немецкий бомбардировщик;

1942 год 8 августа
Законсервирована и поставлена в Кронштадтском военном порту на отстой;

1943 год 7 мая
Разоружена, переформирована в плавучую зарядовую станцию и возвращена в бригаду подводных лодок КБФ. В годы Великой Отечественной войны обеспечивала боевую деятельность подводных сил флота;

1946 год 15 февраля
Вошла в состав 8-го ВМФ;

1949 год 16 мая
Переименована в "ПЗС-1";

1955 год 22 июля
Исключена из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл;

1955 год 18 августа
Передана в отдел фондового имущества, позже разобрана на металл. В Центральном Военно-Морском музее в г.Санкт-Петербурге экспонируется носовой торпедный аппарат ПЛ.

командиры:


1. Палицын 1-й Г.М. (26.08.1915-23.08.1917)
2. Максимович Н.Н. (23.08.1917-23.01.1918)
3. Ждан-Пушкин А.А. (врид 1918)
4. Пуаре Ю.В. (06.04.1918-30.09.1918)
5. Якобсон А.Н. (врид 30.09.1918-...10.1918)
6. Иванов Г.А. (врид ...10.1918-26.10.1918)
7. Агафонов С.С. (врид 26.10.1918-13.11.1918)
8. Петранди Г.М. (13.11.1918-...01.1919)
9. Бахтин А.Н. (...11.1918-...05.1921)
10. Кислицкий Б.М. (15.05.1921-21.05.1923)
11. Капустин Н.Н. (21.05.1923-29.05.1927)
12. Шлиттенберг К.Я. (29.05./01.06.1927-15.09.1930)
13. Шергин А.П. (26.02./16.04.1931-29.12.1931)
14. Кулишов И.Д. (1932)
15. Рейснер Л.М. (25.02.1932-26.01.1933)
16. Эйхбаум Н.Э. (...08.1932-...10.1933)
17. Подгородецкий Н.С. (26.01.1933-26.02.1934)
18. Андрушис П.П. (03.01.1934-26.03.1936)
19. Завьялов Н.Г. (13.04.1936-21.04.1938)
20. Бойко М.С. (03.06.1938-17.12.1939)
21. Смоляр Н.И. (17.12.1939-28.02.1941)
22. Быховский И.А. (28.02.1941-27.05.1942, по др. данным до 18.02.1942)
23. Лошкарёв Л.А. (27.05-28.08.1942, по др. данным 19.02-01.09.1942)


список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 1 Санкт-Петербург 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
6. Рассол И.Р. "Три мгновения истории подводного плавания в России", Подводный флот №10.
7. Гуров С.А., Тюлькин В.Э. "Корабли Балтийского флота", Янтарный сказ, Калининград, 2002г.
8. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг." Часть 1. КБФ. Полигон, 2001г.
9. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
10. Платонов А.В. Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
11. Широкорад А. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", "Харвест", Минск, 2002г.
12. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", "Военное издательство", Москва, 1988г.
13. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг." ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
14. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
15. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
16. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва-Санкт-Петербург, 2005г.

Главная Морская столица История Организации Кают компании Гарнизоны Фото-видео Новости