"подводная лодка"
интернет-магазин
"подводный флот россии" форум энциклопедия подводных лодок
- до 1901
1901-1917
1917-1945
1945 - по настоящее время
» подводные лодки дизельные
» подводные лодки атомные
» подводные аппараты
нереализованные проекты
персоналии литература книга памяти фотоархив


продвижение сайта петербург

аренда генераторов
Минога :: тип «Минога»

фотографии

историческая справка

1906 год 6 сентября
заложена на эллинге Балтийского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге

1907 год 14 июня
приказом по Морскому ведомству зачислена в списки судов Балтийского флота в класс подводных лодок с присвоением наименования «Минога».

1907 год 23 октября
проведены гидравлические испытания прочного корпуса.

1908 год 21 марта
в заводе пожаром была целиком уничтожена вполне собранная и принятая аккумуляторная батарея.

1908 год 11 октября
пл спущена на воду.

1908 год 23 октября
первый выход пл в Морской канал под одним из двигателей Дизеля, поскольку второй еще не был доставлен и установлен на пл.

1908 год 26 октября
пл готовая к началу испытаний, выйдя из дамб Морского канала, встретила сплошной лед и вынуждена была вернуться на завод.

1908 год 7 ноября
несмотря на сильные морозы, удалось произвести пробное погружение у причальной стенки. Вследствие сильных холодов и ледостава пришлось в дальнейшем ограничиться лишь испытаниями дизелей на швартовах.

1909 год апрель
пл выходила на предварительные пробеги в Морской канал под двигателями Дизеля.

1909 год апрель
пл поднята на стенку для установки свинцового киля.

1909 год май
спущена на воду после необходимых доработок.

1909 год 7 июня
пл выходила на предварительные пробеги под дизелями в Морской канал.

1909 год с июля по сентябрь
пл ушла в Бьерке на заводские испытания, продолжавшиеся около двух месяцев. По окончании испытаний сменен гребной винт и в конце сентября лодка ушла на торпедные стрельбы.

1909 год октябрь
пл прошла приемные испытания и вошла в состав Балтийского флота.

1913 год
вошла в состав 4 дивизиона дивизии подводных лодок Балтийского моря.

1913 год 23 марта
при выходе из Либавы в практическое плавание, в момент отхода от пирса задним ходом подводная лодка ударилась об угольную баржу и потеряла укрепленный на ахтерштевне золоченый герб. Около 4-х часов дня командир приказал боцману Гордееву передать конвоирующему судну по семафору о своем намерении погрузиться. Боцман, передав сигнал, свернул семафорные флажки и засунул их под настил мостика рубки, причем флажки попали в открытый клапан шахты судовой вентиляции. При подготовке лодки к погружению не обратили внимания на то, что клапан вентиляции не закрылся, вода начала поступать по трубе вентиляции в машинное отделение и лодка затонула. Она легла на грунт на глубине 30 метров. Продуть главный балласт командир запоздал. Он приказал отдать спасательный буй. Буй всплыл, к нему подошла шлюпка с конвоира, но никто не знал, как пользоваться телефоном, и связь установили только после изучения инструкции. После получения известия, что лодка всплыть не может, конвоир отправился с тревожными гудками в гавань. Трубу вентиляции разрубили, после чего попытались забить ее - пошел в ход китель командира, одежда и белье команды, но полностью прекратить поступление воды не удалось. Командир принял решение продуть кормовую балластную цистерну, что и было выполнено. Облегченная корма поднялась, на поверхности моря стал виден кормовой флаг. Вода залила аккумуляторы, размещенные в носовой части лодки и выделение хлора из аккумуляторов уменьшилось. На место аварии прибыли подъемный кран, килектор, буксиры с водолазами. Особо отличился при спасательных работах м-н Терлецкий К.Ф. Водолазы завели стропы под корму лодки; около 01.00 ночи корма лодки была поднята и на поверхности воды оказался кормовой входной люк. Через открытый мичманом Терлецким люк люди были эвакуированы из лодки и отправлены в госпиталь. Боцман Гордеев оказавшийся в момент погружения в рубке оставался там и вышел оттуда только около 05.00 утра, когда лодка была поднята выше и можно было открыть рубочный люк. Причем его состояние оказалось лучше, чем у остальной команды. После откачки воды пл была отбуксирована в порт и восстановлена.

1914 год по 1916 год
приняла участие в Первой мировой войне: несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам, прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота, совершила в общей сложности 14 боевых походов, несколько раз пыталась атаковать неприятельские корабли, но безуспешно.

1914 год август
при возвращении пл из похода в штормовых условиях должна была определиться по маяку Люзерорт. Однако открывшийся маяк не походил на нужный. Командир решил подойти поближе, чтобы уточнить свое место. Неожиданно с хода лодка выползла на мель и легла почти на бок. Винт повис в воздухе. Оказалось, субмарина вышла к маяку Фильзанд у о-ва Эзель. В том районе плавание запрещалось, поэтому с острова срочно вылетел аэроплан, чтобы разобраться в обстановке. Гидросамолет долго кружил, пытаясь рассмотреть флаг на корме. Наконец, пилот разглядел Андреевский крест и сел на воду, но так неудачно, что сломал самолет один из поплавков. Летчик рассказал подводникам, куда они попали, и лодка подняла нужный сигнал, по нему с о-ва Эзеля пришел катер и увел самолет на буксире. Командир лодки дал радио о происшествии и попросил прислать на помощь миноносец. Однако погода начала свежеть и, наполнив кормовую цистерну, команда добилась того, что винт ушел в воду. После этого, дав реверс дизелям, лодка сползла на глубокую воду, затем малым ходом вернулась в базу и вскоре встала в ремонт.

1914 год по 1915 год зима
пл прошла капитальный ремонт.

1915 год июнь
приняла участие в обороне Виндавы.

1915 год август
приняла участие в обороне Рижского залива.

1917 год февраль
пл перешла в Петроград, где часть команды приняла участие в Февральской событиях.

1917 год 25 октября
зачислена в состав Красного Балтийского флота.

1917 год осень
пл поставлена на капитальный ремонт.

1918 год 31 января
выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Петроградскому военному порту на хранение.

1918 год 10 ноября
отправлена по железной дороге из Петрограда в Саратов, откуда на буксире по Волге доставлена в Астрахань для участия в боевых действиях в ходе Гражданской войны на Каспийском море.

1918 год 18 ноября
перечислена в состав Военной флотилии Астраханского края.

1919 год 21 мая
приняла участие в бою в Тюб-Караганском заливе.

1919 год 31 июля
перечислена в состав Волжско-Каспийской Военной флотилии.

1920 год 5 июля
перечислена в состав Морских Сил Каспийского моря, но после окончания боевых действий вновь передана к порту Баку на хранение.

1925 год 21 ноября
исключена из состава Рабоче-Крестьянского Красного флота в связи с передачей «Комгосфондов» для демонтажа и впоследствии разделана на металл в Бакинском военном порту. 

командиры:
 

1.    

Бровцын 3-й И.А. (19/26.01.1908 - 31.12.1912);

2.    

Гарсоев А.Н. (10.12.1912/07.01.1913 - 06.09./04.11./05.12.13);

3.    

Фон Эльснер К.Н. (06.09.1913 - 01.02.1914, 04.02 - 12.10.1916);

4.    

Ильинский Н.Н. (12.09.1913 - 20.02.1915);

5.    

Кондрашев В.Н. (20.02.1915 - 04.02.1916);

6.    

Лагидзе И.Б. (14.11.1916 - 31.12.1916);

7.    

Иванов 14-й В.А. (18.12.1916 - 1918);

8.    

Марину А.А. (врид, 01.04.1918 - 1918);

9.    

Головачев Н.Н. (01.06.1918 - 15.09.1918);

10.    

Пуаре Ю.В. (15.09.1918 - 05.09.1920).

источники:

 

•     

Александров Ю.И. «Отечественные подводные лодки до 1918 года», ВТС «Бастион», ООО «Восточный горизонт», 2002 г.;

•     

Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;

•     

Ковалев Э.А. «Командиры первых российских подводных лодок», альманах «Подводник России» № 2, Москва, 2003 г.;

•     

Тарас А.Е. «Подводные лодки Великой войны (1914-1918)», изд. «Харвест», Минск, 2003 г.;

•     

Трусов Г.М. «Подводные лодки в русском и советском флоте», ГСИСП, Ленинград, 1957 г.;

•     

Справочник «Русские подводные лодки 1834 - 1923 гг.», т. 1, ч. 1, изд. ЦКБМТ «Рубин», СПб, 1994 г.;

•     

Страницы сайта «Музей морского флота России» http://win.www.morflot.tsi.ru/rus_flot_1696-1917/podlodki/type_main.php;

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru ,nas@deepstorm.ru

Главная Морская столица История Организации Кают компании Гарнизоны Фото-видео Новости