"подводная лодка"
интернет-магазин
"подводный флот россии" форум энциклопедия подводных лодок
- до 1901
1901-1917
1917-1945
1945 - по настоящее время
» подводные лодки дизельные
» подводные лодки атомные
» подводные аппараты
нереализованные проекты
персоналии литература книга памяти фотоархив


продвижение сайта петербург

аренда генераторов
Налим :: тип «Касатка»

фотографии

историческая справка

1904 год апрель
заложена на эллинге Балтийского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге как подводный миноносец.

1904 год 31 мая
Высочайшим Указом присвоено наименование «Налим».

1904 год 17 июля
зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии.

1904 год 26 августа
спущена на воду.

1904 год 6 октября
начались испытания, но без аккумуляторов, которые были уже отправлены во Владивосток. Выполнила пробное погружение.

1904 год с 26 по 27 октября
пл погрузили на транспортеры.

1904 год 2 ноября
отправлена по железной дороге из Санкт-Петербурга во Владивосток.

1904 год с 12 по 13 декабря
эшелон благополучно прибыл во Владивосток, где в ожидании навигации пл поднята на берег.

1905 год 1 января
зачислена во вновь сформированный отдельный отряд миноносцев крейсерного отряда Тихого океана с базированием на мыс Эгершельд.

1905 год 7 мая
окончательно собрана и спущена на воду, вошла в кампанию, на пл продолжены испытания.

1905 год 9 мая
во время смены предохранителя от искры взорвался один из аккумуляторов.

1905 год 9 мая
на пл повреждено динамо, ремонт продолжался 10 дней.

1905 год
приняла участие в Русско-японской войне: несение позиционной и дозорной службы на подходах к заливу Петра Великого.

1905 год с мая по август
учебно-боевая подготовка с частыми выходами в море. Несколько раз проваливалась по глубине с большим дифферентом до 55 метров.

1905 год по 1906 года зима
зимовка в порту Владивостока.

1906 год 6 марта (19 марта по нов. ст.)
Высочайшим Указом перечислена в разряд подводных лодок.

1906 год
на Механическом заводе во Владивостоке выполнен ремонт и модернизационные работы: установлена усовершенствованная средняя рубка с командным мостиком, изготовленная на Балтийским заводе.

1906 год по 1907 год зима
зимовка в порту Владивостока.

1908 год по 1909 год зима
зимовка в порту Владивостока.

1909 год по 1910 год зима
зимовка в порту Владивостока.

1910 год по 1911 год зима
зимовка в порту Владивостока.

1911 год по 1912 год зима
зимовка в порту Владивостока.

1912 год по 1913 год зима
зимовка в порту Владивостока.

1913 год
в ходе зимовки на Механическом заводе во Владивостоке прошла капитальный ремонт и модернизационные работы.

1913 год по 1914 год зима
зимовка в порту Владивостока.

1914 год с осени до зимы
пл прошла подготовку к транспортировке и доставке в Севастополь по железной дороге.

1915 год январь
перечислена в состав Черноморского флота.

1915 год по 1917 год
приняла участие в Первой мировой войне: несла позиционную и дозорную службы на подходах к Крыму и на подходах к Севастополю. Для усиления вооружения на пл установили 47-мм орудие.

1917 год 16 декабря
зачислена в состав Красного Черноморского флота.

1918 год февраль
выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Севастопольскому военному порту на хранение.

1918 год 1 мая
после вступления германских частей в Севастополь перешла в небоеспособном состоянии под контроль германского оккупационного командования.

1918 год 24 ноября
после капитуляции Турции и Германии и оставления Севастополя германскими частями, перешла под контроль союзного англо-французкого командования.

1918 год 16 апреля
в ожидании эвакуации из Севастополя и во избежание внезапного захвата пл частями Красной Армии, по распоряжению союзного командования выведена на рейд в Северную бухту и вместе с другими 11 подводными лодками поставлена на одну бочку.

1919 год 26 апреля
без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования вместе с подводными лодками «Орлан», «Гагара», «Кит», «Кашалот», «Нарвал», «АГ-21», «Краб», «Судак», «Лосось» и «Скат» выведена буксирами из порта и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя. 

1932 год
обнаружена водолазами ЭПРОН при проведении тренировочных спусков на глубине 57 метров вместе с лежащими недалеко лодками «Судак» и «Лосось». Корпуса лодок почти до половины находились в грунте. Подъем «Налима», также как и подъемы «Судака» и «Лосося», проводился с учебными целями для тренировки водолазов и отработки технологии использования новых 40-тонных мягких понтонов. Подъемный вес «Налима» оценили в 100 тонн и для его подъема с учетом силы присоса требовалось четыре 40-тонных понтона. В отличие от «Судака» и «Лосося» на этой лодке не было подъемных рымов, поэтому для закрепления понтонов использовали входной, торпедопогрузочный и рубочный люки. Все они находились в носовой части лодки. Для закрепления кормового понтона использовали обнаруженный водолазами стальной строп, видимо применявшийся ранее для подъема лодки на стенку. Сначала решили проверить прочность этого стропа, который из-за длительного нахождения в воде покрылся ржавчиной. Для испытания стропа к нему закрепили на небольшой глубине 40-тонный понтон и несколько раз полностью продули его. Строп все испытания выдержал и его признали годным к использованию. Первые три попытки подъема оказались неудачными. Понтоны всплывали на поверхность и, продержавшись некоторое время, тонули. Успеха удалось добиться только после того, как изменили порядок продувки понтонов, сместив центр подъемных сил в кормовую оконечность лодки.

1932 год декабоь
отбуксирована в Севастополь на прибрежную отмель.

1933 год весна
сдана «Рудметаллторгу» для демонтажа и разделки на металл. 

командиры:
 

1.    

Белкин 2-й Ф.М. (19.08.1904 - 03.01.1906);

2.    

Зотов А.П. (03.01.1906 - 19.08.1906);

3.    

Головин В.И. (08.01.1907 - 19.01.1908);

4.    

Терентьев 1-й В.М. (врид, 01.12.1907/03.03.1908 - 08.08.1910);

5.    

Вилькен 3-й В.В. (15.03.1910 - 26.10.1913);

6.    

Бохенский Ф.Ф. (врид, 4.08.1910 - 1910);

7.    

Гаевский Н.-М. Д. (врид, 05.11.1911 - 31.12.1911);

8.    

Гадон А.С. (врид, 07.12.1913 - 17.04.1913 - 17.03.1914, 11.04.1914 - 01.1915 - 08.07.1916);

9.    

Пчельников 2-й Б.Е. (1915);

10.    

Якобсон Н.Л. (врид 05.02 - 22.04.1914);

11.    

Пантелеев (Строганов) А.И. (05.06.1916 - 1917);

12.    

Гофман С.А. (1917).

источники:

 

•     

Александров Ю.И. «Отечественные подводные лодки до 1918 года», ВТС «Бастион», ООО «Восточный горизонт», 2002 г.;

•     

Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;

•     

Варнек П.А. «Образование флота Добровольческой армии», использованы страницы сайта «Военная литература»: http://militera.lib.ru/h/civilwar_blacksea/02.php

•     

Ковалев Э.А. «Командиры первых российских подводных лодок», альманах «Подводник России» № 2, Москва, 2003 г.;

•     

Рассол И.Р. «Подводная лодка «Дельфин», изд. «Гангут», СПб, 2000 г.;

•     

Римкович В.П. «Подводные лодки на Черном море», Исма-Инвест, Астропринт, Одесса, 2000 г.;

•     

Тарас А.Е. «Подводные лодки Великой войны (1914-1918)», изд. «Харвест», Минск, 2003 г.;

•     

Трусов Г.М. «Подводные лодки в русском и советском флоте», ГСИСП, Ленинград, 1957 г.;

•     

Справочник «Русские подводные лодки 1834 - 1923 гг.», т. 1, ч. 1, изд. ЦКБМТ «Рубин», СПб, 1994 г.;

•     

Страницы сайта «Музей морского флота России» http://win.www.morflot.tsi.ru/rus_flot_1696-1917/podlodki/type_main.php;

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru ,nas@deepstorm.ru

Главная Морская столица История Организации Кают компании Гарнизоны Фото-видео Новости