Подводная лодка Касатка, историческая справка.
"подводная лодка"
интернет-магазин
"подводный флот россии" форум энциклопедия подводных лодок
- до 1901
1901-1917
1917-1945
1945 - по настоящее время
» подводные лодки дизельные
» подводные лодки атомные
» подводные аппараты
нереализованные проекты
персоналии литература книга памяти фотоархив


продвижение сайта петербург

аренда генераторов
миноносец № 140 Касатка тип «Касатка»
фотографии

историческая справка

1904 год 18 марта
заложена на эллинге Балтийского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге как подводный миноносец, первоначально именовалась «Миноносец № 140».

1904 год 31 мая
Высочайшим Указом присвоено наименование «Касатка».

1904 год 5 июня
зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии.

1904 год 24 июля
спущена на воду.

1904 год 6 сентября
на пл закончены монтажные работы.

1904 год с сентября по октябрь
пл выполнила программу первой части испытаний в акватории Финского залива, которые в целом оказались неудачны. В частности выяснилось, что при погружении создавался большой дифферент на корму, для ликвидации которого в кормовой части пл установили поплавок, симметричный с рубкой, расположенной в носовой части, а также увеличили площадь горизонтальных рулей. Другие дефекты, обнаруженные на испытаниях, решено было устранять во Владивостоке после доставки туда пл.

1904 год 2 октября
в присутствии членов Морского Технического Комитета на Кронштадском рейде совместно с пл «Дельфин» произведена проверка маневренности.

1904 год 17 октября
совместно с пл «Дельфин» произведена стрельба двумя минами, стрельбы прошли успешно.

1904 год 27 октября
погружена на транспортеры.

1904 год 4 ноября
отправлена по железной дороге во Владивосток.

1904 год 13 декабря
эшелон благополучно прибыл во Владивосток, где в ожидании навигации пл поставлена на берег.

1905 год 1 января
зачислена во вновь сформированный отдельный отряд миноносцев крейсерного отряда Тихого океана с базированием на мыс Эгершельд.

1905 год март
спущена на воду, вошла в кампанию, на пл продолжены испытания.

1905 год с 9 по 16 апреля
совершила боевой поход к берегам Кореи, прошла южнее залива Гишкевича, из похода вернулась по причине обнаружившейся сильной коррозии торпед.

1905 год с 28 апреля по 4 марта
вслед за пл «Дельфин» и «Сом» совершила несколько выходов по близлежащим бухтам с целью поиска неприятеля, но встреч с противником не имела.

1905 год с октября по февраль 1906 года
зимовка в порту Владивостока.

1906 год 6 марта (19 марта по нов. ст.)
Высочайшим Указом перечислена в разряд подводных лодок.

1906 год
на Механическом заводе в гор. Владивостоке выполнен ремонт и модернизационные работы: установлена усовершенствованная средняя рубка с командным мостиком, изготовленная на Балтийским заводе.

1906 год с октября по февраль 1907 года
зимовка в порту Владивостока.

1907 год по 1908 год зима
зимовка в порту Владивостока.

1908 год по 1909 год зима
зимовка в порту Владивостока.

1909 год 29 июля
в 14.00 во время нахождения у борта плавбазы «Ксения» в кормовой части пл произошел взрыв паров бензина, что привело к разрушению обшивки кормовой части корпуса и пожару. Ввиду возможности повторного взрыва и разрастания пожара, пл быстро отбуксировали от стоявших кораблей, вскоре пожар удалось погасить силами экипажа. Ликвидация последствий пожара и ремонт заняли 20 дней.

1909 год 2 декабря
поднята в плавучем доке для зимовки в порту Владивостока.

1910 год по 1911 год зима
зимовка в порту Владивостока.

1911 год по 1912 год зима
зимовка в порту Владивостока.

1912 год по 1913 год зима
зимовка в порту Владивостока.

1913 год по 1914 год зима
зимовка в порту Владивостока.

1914 год по 1915 год зима
в ходе зимовки на Механическом заводе в гор. Владивостоке выполнен капитальный ремонт.

1915 год 2 декабря
доставлена по железной дороге из Владивостока в Петроград и перечислена в состав 4 дивизиона бригады подводных лодок Балтийского флота. с базированием на Мариенхамн (Аландские о-ва).

1915 год
вошла в кампанию и приняла участие в боевых действиях в Балтийском море: несла дозорную службу на подходах к портам и базам, для усиления вооружения на пл был установлен пулемет.

1917 год
в течении кампании совершила 6 кратковременных боевых походов и выполнила 1 безуспешную торпедную атаку немецкого транспорта.

1917 год 25 октября
зачислена в состав Красного Балтийского флота.

1917 год осень
по причине необходимости капитального ремонта, переведена в Петроград.

1918 год 31 января
выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Петроградскому военному порту на хранение.

1918 год 10 ноября
отправлена по железной дороге из Петрограда в Саратов, откуда на буксире по Волге доставлена в Астрахань для участия в боевых действиях в ходе Гражданской войны.

1918 год 18 ноября
перечислена в состав Военной флотилии Астраханского края.

1919 год 31 июля
перечислена в состав Волжско-Каспийской Военной флотилии.

1920 год 5 июля
перечислена в состав Морских Сил Каспийского моря, но после окончания боевых действий вновь передана к порту Баку на хранение.

1925 год 21 ноября
исключена из состава РККФ в связи с передачей «Комгосфондов» для демонтажа и впоследствии разделана на металл в Бакинском военном порту.

командиры:

 

1. Плотто А.В. (02.07.1904 - 21.05./01.02.1906);
2. Фон-дер Рааб - Тиллен Т.Л. (20.05.1905 - 24.08.1906);
3. Шидловский Б.-К.Ф. (01.06.1906 - 30.08.1906);
4. Терентьев 1-й В.М. (19.02.1907-16.01.1908);
5. Бохенский Ф.Ф. (04.01.1908 - 17/30.03.1909);
6. Соловьёв 1-й Б.В. (17.03.1909 - 08.03.1913);
7. Гудим Н.А. (врид; ..?.. - 1911);
8. Ломан 5-й (Славянский ) М.В. (08.03.1913 - 13.07.1915);
9. Леман 2-й Н.М. (16.11.1914   - 05.10.1916);
10. Васильев В.В. (06.09.1916 - 27.04.1917);
11. Соколов М.Л. (врид; 11.04.1917 - 27.04.1917 - 01.06.1918);
12. Рейноян Э.-Н.И. (врид; 11.07.1918 - 26.09.1918);
13. Морозов А.А. (26.09.1918 - 13.10.1918);
14. Головачёв Н.Н. (13.10.1918 - 28.08.1920);

источники:

 

Александров Ю.И. «Отечественные подводные лодки до 1918 года», ВТС «Бастион», ООО «Восточный горизонт», 2002 г.;
Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
Мужеников В.Б. «Аварии и катастрофы подводных лодок» ч. 1, ООО «Галея Принт», Санкт-Петербург, 2003 г.;
Ковалев Э.А. «Командиры первых российских подводных лодок», альманах «Подводник России» № 2, Москва, 2003 г.;
Рассол И.Р. «Подводная лодка «Дельфин», изд. «Гангут», Санкт-Птербург, 2000 г.;
Реданский В.Г «Во льдах и подо льдами», изд. «Вече», Москва, 2004 г.;
Тарас А.Е. «История подводных лодок (1624 - 1904)», изд. «Харвест», Минск, 2002 г.;
Тарас А.Е. «Подводные лодки Великой войны (1914-1918)»,  изд. «Харвест», Минск, 2003 г.;
Трусов Г.М. «Подводные лодки в русском и советском флоте», ГСИСП, Ленинград, 1957 г.;
Шолох Е. «Рим спасли гуси, а Владивосток – подводные лодки», использованы страницы сайта «Конкурент.Ru»http://www.konkurent.ru
Справочник «Русские подводные лодки 1834 – 1923 гг.», т.1, ч.1, изд. ЦКБ «Рубин», СПб, 1994 г.;
Cтраницы сайта «Музей Моского Флота» http://win.www.morflot.tsi.ru/rus_flot_1696-1917/podlodki/type_main.php
Cтраницы сайта «Персоналии» http://li-k.narod.ru


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru, nas@deepstorm.ru