"подводная лодка"
интернет-магазин
"подводный флот россии" форум энциклопедия подводных лодок
- до 1901
1901-1917
1917-1945
1945 - по настоящее время
» подводные лодки дизельные
» подводные лодки атомные
» подводные аппараты
нереализованные проекты
персоналии литература книга памяти фотоархив


продвижение сайта петербург

аренда генераторов
2, 21, У-1, Б-5 :: Волк, Батрак тип «Барс»

фотографии

историческая справка

1913 год 15 сентября (28 сентября по стар. ст.)
заложена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.

1913 год 28 сентября
зачислена в списки кораблей Балтийского флота.

1915 год 25 октября
спущена на воду.

1916 год 14 апреля (по др. данным 15 апреля)
пл вступила в строй.

1916 год по 1917 год
приняла участие в Первой мировой войне: поисковые действия на коммуникациях противника, обеспечение и прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам, совершила 9 боевых походов.

1916 год 15 мая
пл вышла из Ревель в поход в район Норчепинга.

1916 год 17 мая
в 04.00 утра пл всплыла на поверхность и двинулась к месту патрулирования. День стоял солнечный и издалека заметив белое пятно, пл срочно погрузились, но это оказался небольшой пароходик с громадным шведским флагом. Вскоре показался черный, сильно дымивший силуэт большого парохода без флага и каких-либо надписей. Командир лодки посчитав, что судно без флага несомненно немецкое, приказал всплыть. Комендоры, еще по колено в воде, дали два выстрела по курсу цели. Транспорт остановился и нехотя поднял германский флаг. Команда парохода «Gera», вела себя с чисто немецкой дисциплинированностью. На сигнал «Возможно быстрее покинуть судно», немцы дали подтверждающий сигнал, а через 2 минуты 23 человека скатились в шлюпки и отошли от борта. Вахтенный офицер лейтенант Подерни В.А. приказал капитану привезти карты и судовые документы, а на лодке поднять Андреевский флаг. Капитан исполнил приказание и, поднявшись на борт подлодки, казался совершенно спокойным, но когда через семь минут после взрыва торпеды, выпущенной лодкой, «Gera» встала вертикально и пошла на дно, он не выдержал и отвернулся, закрыв лицо руками. Оставшимся в шлюпках объявили, что они могут быть свободны и обрадованные немцы отсалютовали приподняв фуражки. Перезарядив торпедный аппарат и выждав пару часов в подводном положении, лодка всплыла под перископ, и командир увидел буквально рядом еще один пароход без каких-либо опознавательных знаков. Обнаруженный пароход «Кolga» после нескольких выстрелов остановился, но после прекращения огня сразу дал полный ход. «Волк» в такой ситуации имел право стрелять и немедленно выпустил торпеду, попавшую в середину корпуса. У борта поднялся громадный столб воды, а когда он осел, «Kolga» остановилась и начала резко крениться. На палубу выбежали люди и стали спускать шлюпку. Тем временем на горизонте показался дымок, и лодка не стала дожидаться, когда «Kolga» затонет. Развив полный ход, пл поспешила на перехват нового транспорта, который снова оказался немецким. Капитан транспорта «Bianka» послушно выполнил все приказы. Чтобы сэкономить время, пароход утопили торпедой. В момент взрыва на нем начал работать гудок, который замолк, лишь скрывшись в волнах. К месту атаки подошли два шведских судна и издали наблюдали за происходящим. Только после ухода «Волка» они решились спасать людей из шлюпок.

1916 год 19 мая
все встреченные в течении дня подводной лодкой пароходы оказались шведскими. После потопления трех транспортов немцы задержали выход своих судов, таким образом, «Волк» успешно решил задачу по прерыванию коммуникаций. Ночью, во время зарядки батарею на поверхности поднялась сильная волна. Одна из них накрыла субмарину, и через открытый люк вода попала внутрь пл. Вдали были обнаружены огни парохода, и командир лодки пошел на сближение. Неожиданно сигнальщик заметил на корме красный огонь. Вскоре стало ясно, что это миноносец, идущий прямо на лодку. Подлодка начала срочное погружение, и тут сказалось происшествие с волной. Залитый ею электромотор при включении дал сильную вспышку и механик получил серьезные ожоги. Прибывший в центральный пост матрос доложил, что в носу был ясно слышен шум винтов торпеды, прошедшей в нескольких метрах от борта. В это же день крейсерство пришлось прекратить. На пл случилось несчастье - при подготовке правого главного электродвигателя для работы на гребной винт в результате несчастного случая погиб моторист.

1916 год 21 мая
пл вернулась в Ревель.

1916 год 10 июня
при следовании на позицию пл была внезапно атакована самолетом противника. «Волк» срочно ушел в воду, и все семь сброшенных бомб взорвались точно над лодкой.

1916 год 20 июня
пл обнаружила шведский пароход и стала всплывать для его досмотра. Пароход пошел на таран и пл вынуждена была срочно погрузиться, таранного удара удалось избежать, но оба перископа были смяты.

1916 год 7 июля
заняв позицию в Ботническом заливе, пл обнаружила транспорт «Dorita» в 6000 тонн с грузом железной руды. «Dorita» попыталась уйти в шведские воды. Артиллеристам произвели несколько выстрелов в корму судна. Только получив несколько прямых попаданий в корпус, немецкий капитан остановил судно. Чтобы не терять времени, пароход потопили торпедой, как только экипаж спустился в шлюпки. На обратном пути уже вблизи своих берегов, следуя точно по фарватеру, вахтенный офицер неожиданно услышал сильный удар в корпус лодки. Оглянувшись, он увидел в волнах немецкую гальваноударную мину. Очевидно, мина оказалась неисправной.

1917 год 25 октября
зачислена в состав Красного Балтийского флота.

1918 год с 7 по 16 апреля
в ходе «Ледового похода» пл в тяжелых условиях перешла из Гельсингфорса в Кронштадт совместно с другими кораблями флота.

1918 год с августа по сентябрь
к середине августа находилась в Шлиссельбурге, где выполняла задачи боевой подготовкой. Для тренировки экипажей при производстве практических погружений пл периодически выходила в Ладожское озеро.

1918 год по 1920 год
пл приняла участие в Гражданской войне и в обороне Петрограда. Входила в состав Действующий отряд судов флота Балтийского моря.

1919 год 19 июля
пл встретила в Копорском заливе три английских эсминца, но, имея исправным только один мотор, не смогла приблизиться на дистанцию залпа.

1920 год
пл присвоен номер 2.

1921 год 21 апреля
перечислена в состав Морских Сил Балтийского моря.

1921 год сентябрь
перечислена в состав практической эскадры Морских Сил Балтийского моря.

1921 год 28 сентября
пл в составе отряда перешла в Лужскую губу.

1921 год с 28 сентября по 7 октября
пл приняла участие в первых после Гражданской войны маневрах Морских Сил Балтийского моря.

1921 год по 1923 год
прошла капитальный ремонт.

1922 год 31 декабря (по др. данным 1923 год 25 марта)
присвоено новое наименование «Батрак».

1925 год
пл выведена из боевого состава, переклассифицирована в учебную подводную лодку и передана учебному отряду подводного плавания.

1931 год 14 ноября
пл пеоречислена в состав 2 дивизии бригады подводных лодок и присвоен новый номер 21.

1932 год 10 декабря
пл перечислена в состав учебного отряда подводного плавания и присвоен новый номер «У-1».

1934 год 15 сентября
присвоен номер «Б-5».

1935 год 11 января
вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

1935 год 11 марта
исключена из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации.

1935 год 11 октября
передана в отдел фондового имущества для разборки на металлолом. 

командиры:
 

1.    

Нордштейн Н.К. (1915);

2.    

Мессер 1-й И.В. (30.10.1915 - 09.10.1917 - 03.1918);

3.    

Бахтин А.Н. (врид, - 03-20.02.17, командир - 08.12.1917 - 03.1918);

4.    

Хмызников П.К. (05.03.1918 - 26.06.1918);

5.    

Китаев Н.М. (26.06.1918 - 03.01.1919);

6.    

Горняковский Н.А. (03.01.1919 - 25.08.1921);

7.    

Ворошилин Б.М. (врид, 15 - 30.03.19);

8.    

Мельников М.М. (врид, 01.02.1920 - 07.03.1920, 04.11.1920 - 08.12.1920);

9.    

Горяинов В.Ю. (врид, 08.12.1920 - 16.03.1921);

10.    

Берг А.И. (25.08.1921 - 05.11.1921);

11.    

Тимичеев С.А. (врид, 05.1921 - 24.11.1921);

12.    

Пуаре Ю.В. (24.11.1921 - 03.1923);

13.    

Перекрестов В.Л. (1923);

14.    

Кислицкий Б.М. (11.05.1923 - 13.04.1924);

15.    

Секунов Б.А. (01.04.1924 - 01.05/08.07.1929);

16.    

Вавилов Д.М. (04./01.05.1929 - 12.1931);

17.    

Лашманов М.В. (помощник командира 05.05.1932 - 14.02.1935).

источники:

 

•     

Александров Ю.И. «Отечественные подводные лодки до 1918 года», ВТС «Бастион», ООО «Восточный горизонт», 2002 г.;

•     

Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;

•     

Гуров С.А., Тюлькин В.Э. «Корабли Балтийского флота», Янтарный сказ, Калининград, 2002 г.;

•     

Ковалев Э.А. «Командиры первых российских подводных лодок», альманах «Подводник России» № 2, Москва, 2003 г.;

•     

Мужеников В.Б. «Аварии и катастрофы подводных лодок» ч. 1, ООО «Галея Принт», СПб, 2003 г.;

•     

Рассол И.Р. «Три мгновения истории подводного плавания в России», альманах «Подводный флот» № 10, СПб, 2003 г.;

•     

Тарас А.Е. «Подводные лодки Великой войны (1914-1918)», изд. «Харвест», Минск, 2003 г.;

•     

Трусов Г.М. «Подводные лодки в русском и советском флоте», ГСИСП, Ленинград, 1957 г.;

•     

Справочник «Русские подводные лодки 1834 - 1923 гг.», т. 1, ч. 1, изд. ЦКБМТ «Рубин», СПб, 1994 г.;

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru ,nas@deepstorm.ru

Главная Морская столица История Организации Кают компании Гарнизоны Фото-видео Новости