"подводная лодка"
интернет-магазин
"подводный флот россии" форум энциклопедия подводных лодок
- до 1901
1901-1917
1917-1945
1945 - по настоящее время
» подводные лодки дизельные
» подводные лодки атомные
» подводные аппараты
нереализованные проекты
персоналии литература книга памяти фотоархив


продвижение сайта петербург

аренда генераторов
3, 1, 11, Б-1 Тигр, Коммунар тип «Барс»

фотографии

историческая справка

1913 год 28 сентября
зачислена в списки кораблей Балтийского флота.

1914 год 3 июля
заложена на Адмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге. Заказ на строительство пл был получен заводом «Ноблесснер», но этот завод только строился и строительство корпуса лодки было передано Адмиралтейскому заводу. Собранный и совершенно изготовленный в Петрограде корпус был разобран и перевезен в Ревель, где вновь собран на стапеле завода «Ноблесснер». Во время строительства наружные торпедные решетчатые аппараты были приподняты, а их ниши частично заделаны. На пл были установлены двигатели Дизеля, снятые с амурских канонерских лодок.

1915 год 5 сентября
спущена на воду.

1916 год 14 апреля
пл вступила в строй и вошла в состав 2 дивизиона дивизии подводных лодок Балтийского флота с базированием на Ревель.

1916 год май
на пл испытывалось устройство для постановки 8 мин, но боевого применения, ввиду не вполне удовлетворительных результатов, не нашло.

1916 год по 1917 год
приняла участие в Первой мировой войне: поисковые действия на коммуникациях противника, прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам, совершила 12 боевых походов.

1916 год 23 ноября
во время выхода из гавани Ревеля была таранена подлодкой «Рысь». В результате оказались повреждены горизонтальные рули.

1917 год
часть экипажа пл приняла участие в Февральских событиях.

1917 год август
пл получила задание пойти на разведку в Данцигскую бухту и определить, сколько и какие суда концентрируются для похода в Рижский залив.

1917 год
пл выполнила боевые походы на север и юг о-ва Эланд с целью поиска германских торговых судов, следующих из Швеции в Германию. Лодка имела на своем счету 2 судна потопленных артиллерией и 2 - минами.

1917 год 25 октября
пл зачислена в состав Красного Черноморского флота.

1918 год с 5 по 10 апреля
в ходе «Ледового похода» пл в тяжелых условиях перешла из Гельсингфорса в Кронштадт совместно с другими кораблями флота.

1918 год 11 апреля
после завершения перехода из Гельсинфорса в Кронштадт при швартовке к стенке Кронштадской гавани из-за слишком большой скорости ударилась о причальную стенку и повредила себе носовую оконечность.

1918 год с 15 августа по сентябрь
пл находилась в Шлиссельбурге, занималась учебно-боевой подготовкой. Для тренировки экипажей пл периодически выходила в Ладожское озеро, где производила практические погружения.

1918 год 13 сентября
пл вернулась в гор. Петроград.

1918 год по 1919 год
пл приняла участие в Гражданской войне и в обороне Петрограда. Входила в состав Действующего отряда судов флота Балтийского моря.

1921 год 21 апреля
вошла в состав Морских сил Балтийского моря.

1921 год май
пл присвоили номер «3».

1921 год 1 октября
подлодке присвоен новый номер «1». Во многих источниках ошибочно указывается что пл получила номер «6» до получения номера «1» в апреле 1926 года. Однако номер «6» получила пл «Змея».

1922 год 31 декабря
присвоено новое наименование «Коммунар».

1922 год по 1924 год
прошла капитальный ремонт.

1931 год 14 ноября
пл присвоилен бортовой номер «11». Входила в состав 1 дивизиона Бригады подводных лодок.

1934 год 15 сентября
пл присвоили новый номер «Б-1».

1935 год 11 января
вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

1935 год 10 марта
пл разоружили и исключили из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл. 

командиры:
 

1.    

Соллогуб В.В. (29.05.1915 - 22.11.1917);

2.    

Зубарев Я.К. (врид, 19 - 26.09.1916);

3.    

Оленицкий ( - 1918 - );

4.    

Ждан-Пушкин А.А. (1917);

5.    

Мациевский Ч.В. (помощник командира 30.12.1918 - 16.12.1920);

6.    

Ворошилин Б.М. (21.12.1920 - 1922);

7.    

Шишкин А.Г. (командир - 26.08.1921 - 04.09.1921, врид, - 1922);

8.    

Хвощинский Я.А. (10.1922 - 05.02.1923 - 03.04.1924 - 12.1924);

9.    

Назаров М.К. (01.10.1924 - 09.03.1930);

10.    

Жонголович С.М. (врид, 29.05.1927 - 01.11.1928);

11.    

Штейнгаузен П.А. (врид, 10.08.1929 - 29.03.1930 - 12.1931 - 04.03.1932);

12.    

Чернов Д.Г. (врид, 1931);

13.    

Ставровский А.И. (26.01.1933 - 14.11.1934);

14.    

Селин В.П. (врид, 1934 - 11.06.1935 - 17.04.1936);

15.    

Чистозвонов В.В. (врид, 1935).

источники:

 

•     

Александров Ю.И. «Отечественные подводные лодки до 1918 года», ВТС «Бастион», ООО «Восточный горизонт», 2002 г.;

•     

Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;

•     

Гавриленко Г.И. «История балтийского подплава», альманах «Тайфун» выпуск № 3 (15), СПб, 1999 г.;

•     

Ковалев Э.А. «Командиры первых российских подводных лодок», альманах «Подводник России» № 2, Москва, 2003 г.;

•     

Мужеников В.Б. «Аварии и катастрофы подводных лодок» ч. 1, ООО «Галея Принт», СПб, 2003 г.;

•     

Тарас А.Е. «Подводные лодки Великой войны (1914-1918)», изд. «Харвест», Минск, 2003 г.;

•     

Трусов Г.М. «Подводные лодки в русском и советском флоте», ГСИСП, Ленинград, 1957 г.;

•     

Справочник «Русские подводные лодки 1834 - 1923 гг.», т. 1, ч. 1, изд. ЦКБМТ «Рубин», СПб, 1994 г.;

•     

Страницы сайта http://baltsea.chat.ru/index.htm

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru ,nas@deepstorm.ru

Главная Морская столица История Организации Кают компании Гарнизоны Фото-видео Новости