"подводная лодка"
интернет-магазин
"подводный флот россии" форум энциклопедия подводных лодок
- до 1901
1901-1917
1917-1945
1945 - по настоящее время
» подводные лодки дизельные
» подводные лодки атомные
» подводные аппараты
нереализованные проекты
персоналии литература книга памяти фотоархив


продвижение сайта петербург

аренда генераторов
5, 13, Б-2, ПЗС-1 :: Пантера, Комиссар тип «Барс»

фотографии

историческая справка

1913 год 28 сентября
зачислена в списки кораблей Балтийского флота.

1914 год 3 июля
заложена на Адмиралтийском заводе в Санкт-Петербурге. Заказ на строительство пл был получен заводом «Ноблесснер», но этот завод только строился и строительство корпуса лодки было передано Адмиралтейскому заводу. Собранный и совершенно изготовленный в Петрограде корпус был разобран и перевезен в Ревель, где вновь собран на стапеле завода «Ноблесснер». Во время строительства наружные торпедные решетчатые аппараты были приподняты, а их ниши частично заделаны. На пл были установлены двигатели Дизеля, снятые с амурских канонерских лодок.

1916 год 16 апреля
спущена на воду.

1916 год 23 июля
пл вступила в строй и вошла в состав 2 дивизиона дивизии подводных лодок Балтийского флота с базированием на Ревель.

1916 год по 1917 год
приняла участие в Первой мировой войне: поисковые действия на коммуникациях противника, прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам, совершила 10 боевых походов.

1916 год
пл совершила 2 боевых похода.

1916 год 9 октября
пл вышла из Ревеля в Балтийское море на боевую позицию к побережью Швеции.

1916 год 12 октября
обнаружила и атаковала крупный транспорт противника тремя торпедами. На глубине 30 метров от взрыва заклинило горизонтальные рули. Лодка ударилась о грунт и всплыла. В результате была повреждена кормовая дифферентная цистерна и нарушена герметичность глушителей двигателей Дизеля. Командир принял решение о возвращении в базу. В Рижском заливе, при следовании в надводном положении, села на мель по вине штурмана. Сняться с мели своими силами пл не удалось. По радио были вызваны буксиры из Роггекюля.

1916 год 13 октября
пл пришла в пункт базирования.

1917 год
часть экипажа пл приняла активное участие в Февральских и Октябрьских событиях.

1917 год 25 октября
пл зачислена в состав Красного Черноморского флота.

1918 год 7 апреля
в тяжелой ледовой обстановке вышла на переход шхерами Финского залива из Гельсингфорса в Кронштадт в составе 1 эшелона 3 отряда кораблей.

1918 год 10 апреля
в ходе следования в Кронштадт, уклоняясь от столкновения с пл «Змея», была вынуждена застопорить ход и на инерции была протаранена в корму подлодкой «Леопард». На пл «Пантера» была пробита выше ватерлинии кормовая балластная цистерна и поврежден вертикальный руль.

1918 год 13 апреля
на пл лопнул штуртрос, и вертикальный руль снова вышел из строя. При дальнейшем движении во время сжатия льдов на пл разошлись швы и вылетела часть заклепок обшивки корпуса.

1918 год 18 апреля
на буксире ледокола «Силач» прибыла в Кронштадт.

1918 год с 22 по 24 августа
провела разведку района о-ва Восчаный в Ладожском озере.

1918 год 13 сентября
пл вернулась в Кронштадт.

1918 год по 1919 год
пл приняла участие в Гражданской войне и в обороне Петрограда.

1918 год с декабря по январь 1919 года
пл выполнила два боевых похода с целью ведения разведки.

1919 год 15 января
совершила выход в Нарвский залив с целью воспрепятствовать высадке десанта противника. До кромки льда и при возвращении сопровождалась ледоколами.

1919 год февраль
пл вошла в состав Действующего отряда судов флота Балтийского моря.

1919 год 23 июля
пл вышла в боевой поход из Кронштадта в Копорский залив.

1919 год 24 июля
пл атаковала две английские пл в надводном положении. Одна торпеда прошла мимо, другая не дойдя до цели затонула.

1919 год 31 августа
в районе о-ва Сейскари в 21.19 с дистанции 4-5 кабельтовых атаковала два английских эсминца, один из которых в результате попадания торпеды затонул. Потопление эскадренного миноносца «Vittoria» стало первой победой советских подводников и одновременно самым крупным боевым кораблем, потопленным за весь период существования советской власти. Уклоняясь от контратаки противника, «Пантера» пробыла под водой 28 часов, пройдя 75 миль. Это явилось рекордом для подводных лодок этого типа в то время. За эту атаку командир пл Бахтин А.Н. удостоен Ордена Красного Знамени, а 18 членов экипажа именными часами.

1920 год
прошла капитальный ремонт.

1921 год 21 апреля
вошла в состав Морских сил Балтийского моря.

1921 год 1 октября
пл присвоен номер «5».

1922 год 31 декабря
присвоено новое наименование «Комиссар».

1924 год
прошла капитальный ремонт.

1931 год 14 ноября
пл присвоен новый бортовой номер «13». Входила в состав 1 дивизиона Бригады подводных лодок.

1933 год по 1935 год
пл прошла модернизацию. На подводной лодке установили две межотсечные переборки, разделившие лодку на 3 отсека, установили новые двигатели марки 38-В-8, мощностью по 685 л.с., новые торпедопогрузочные люки, сменили аккумуляторную батарею, установили новые гребные винты, сделали новый мостик закрытого типа и ограждение рубки по типу пл «Щ», установили 45 мм полуавтоматическое орудие. Надводная скорость увеличилась до 15,5 узлов, существенно улучшилась живучесть подводной лодки. Объем переделок оказался настолько значительным (по стоимости более 2 миллионов рублей), что от модернизации других подводных лодок типа «Барс» отказались.

1934 год 15 сентября
пл присвоен новый номер «Б-2».

1935 год 11 января
зачислена в состав Краснознаменного Балтийского флота.

1935 год 25 марта
в составе дивизиона перечислена в состав 1 бригады пл с базированием на Ленинград.

1940 год 10 января
пл выведена из боевого состава и переклассифицирована в опытовую подводную лодку.

1941 год 11 февраля
вошла в состав отдельного учебного дивизиона подводных лодок с базированием на Ориенбаум.

1941 год июль
совершила выходила на позицию в район Котки. По возвращении из похода столкнулась с пл «П-1» и нанесла ей значительные повреждения, из за которых «П-1» была вынуждена встать на ремонт.

1941 год 23 июля
во время налета немецкой авиации на Кронштадт сбила артиллерийским огнем немецкий бомбардировщик.

1942 год 8 августа
законсервирована и поставлена в Кронштадтском военном порту на прикол.

1943 год 7 мая
пл разоружена, переформирована в плавучую зарядовую станцию и возвращена в бригаду подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота.

1946 год 15 февраля
пл перечислена в состав 8 Военно Морского флота.

1949 год 16 мая
пл присвоено новое наименование «ПЗС-1».

1955 год 22 июня
пл исключена из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.

1955 год 18 августа
передана в отдел фондового имущества, позже разобрана на металл.

Подводная лодка «Пантера» находилась в составе ВМФ рекордное по длительности время - почти 39 лет. В Центральный Военно-Морской музее в Санкт-Петербурге экспонируется носовой торпедный аппарат пл. 

командиры:
 

1.    

Палицын 1-й Г.М. (26.08.1915 - 23.08.1917);

2.    

Максимович Н.Н. (23.08.1917 - 23.01.1918);

3.    

Ждан-Пушкин А.А. (врид, 1918);

4.    

Пуаре Ю.В. (06.04.1918 - 30.09.1918);

5.    

Якобсон А.Н. (врид, 30.09.1918 - 10.1918);

6.    

Иванов Г.А. (врид, 10.1918 - 26.10.1918);

7.    

Агафонов С.С. (врид, 26.10.1918 - 13.11.1918);

8.    

Петранди Г.М. (13.11.1918 - 01.1919);

9.    

Бахтин А.Н. (11.1918 - 05.1921);

10.    

Кислицкий Б.М. (15.05.1921 - 21.05.1923);

11.    

Капустин Н.Н. (21.05.1923 - 29.05.1927);

12.    

Шлиттенберг К.Я. (29.05./01.06.1927 - 15.09.1930);

13.    

Шергин А.П. (26.02./16.04.1931 - 29.12.1931);

14.    

Кулишов И.Д. (1932);

15.    

Рейснер Л.М. (25.02.1932 - 26.01.1933);

16.    

Эйхбаум Н.Э. (08.1932 - 10.1933);

17.    

Подгородецкий Н.С. (26.01.1933 - 26.02.1934);

18.    

Андрушис П.П. (03.01.1934 - 26.03.1936);

19.    

Завьялов Н.Г. (13.04.1936 - 21.04.1938);

20.    

Бойко М.С. (03.06.1938 - 17.12.1939);

21.    

Смоляр Н.И. (17.12.1939 - 28.02.1941);

22.    

Быховский И.А. (28.02.1941 - 27.05.1942, по другим данным до 18.02.1942);

23.    

Лошкарев Л.А. (27.05 - 28.08.1942, по другим данным 19.02 - 01.09.1942).

источники:

 

•     

Александров Ю.И. «Отечественные подводные лодки до 1918 года», ВТС «Бастион», ООО «Восточный горизонт», 2002 г.;

•     

Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;

•     

Гавриленко Г.И. «История балтийского подплава», альманах «Тайфун» выпуск № 3 (15), СПб, 1999 г.;

•     

Дмитриев В.И. «Советское подводное кораблестроение», Военное издательство, Москва, 1990 г.;

•     

Ковалев Э.А. «Командиры первых российских подводных лодок», альманах «Подводник России» № 2, Москва, 2003 г.;

•     

Морозов М.Э. «Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.», ч. 1, изд. «Стратегия КМ», Москва, 2001 г.;

•     

Мужеников В.Б. «Аварии и катастрофы подводных лодок» ч. 1, ООО «Галея Принт», СПб, 2003 г.;

•     

Платонов А.В. «Советские боевые корабли 1941-1945 гг.» ч.3, изд. «Цитадель», СПб, 1998 г.;

•     

Платонов А.В., Лурье В.М. «Командиры советских подводных лодок 1941-1945», изд. «Цитадель», СПб, 1999 г.;

•     

Тарас А.Е. «Подводные лодки Великой войны (1914-1918)», изд. «Харвест», Минск, 2003 г.;

•     

Трусов Г.М. «Подводные лодки в русском и советском флоте», ГСИСП, Ленинград, 1957 г.;

•     

Широкорад А.Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 гг.», изд. «Харвест», Минск, 2002 г.;

•     

Справочник «Русские подводные лодки 1834 - 1923 гг.», т. 1, ч. 1, изд. ЦКБМТ «Рубин», СПб, 1994 г.;

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru ,nas@deepstorm.ru

Главная Морская столица История Организации Кают компании Гарнизоны Фото-видео Новости