"подводная лодка"
интернет-магазин
"подводный флот россии" форум энциклопедия подводных лодок
- до 1901
1901-1917
1917-1945
1945 - по настоящее время
» подводные лодки дизельные
» подводные лодки атомные
» подводные аппараты
нереализованные проекты
персоналии литература книга памяти фотоархив


продвижение сайта петербург

аренда генераторов
Единорог :: тип «Барс»

фотографии

историческая справка

1914 год 18 марта
зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии.

1915 год 27 февраля
перечислена в состав Балтийского флота.

1915 год 1 августа
заложена на Балтийском заводе в Санкт-Петербург.

1916 год июль
спущена на воду.

1916 год 22 февраля
вступила в строй и вошла в состав дивизии подводных лодок Балтийского моря с базированием на Ревель.

1917 год
приняла участие в Первой мировой войне. Совершила 2 боевых похода.

1917 год
часть экипажа пл приняла участие Февральских событиях.

1917 год 25 сентября
около 11.00 пл под командой л-та фон Эльснера с экипажем, сочувствующим большевикам, вышла из гавани о-ва Эрэ п-ва Гангэ на боевую позицию в Балтийское море. После выхода из шхер она должна была произвести дифферентовку и направиться дальше в море. Плохо ориентируясь в сложной навигационной обстановке, возможно свежий ветер прижал к воде сигнальную веху, предупреждавшую о рифах о-ва Эрэ, либо специально, чтобы не выходить на позицию, лодка совершила преждевременный поворот у о-ва Эрэ. На скорости хода 13 узлов «Единорог» наскочила на подводные камни с острыми краями и проползла по ним всей длиной своего корпуса. Постепенно замедляя ход, лодка с креном на правый борт и с небольшим дифферентом на корму, остановилась. От первого удара до посадки на камни кормовой оконечностью, то есть до момента, когда она проползла по камням всем днищем, прошло не более минуты. Первый удар был настолько сильным, что в машинном отсеке сорвало с фундаментов двигатели Дизеля, и они по инерции продвинулись несколько вперед, наклонившись к диаметральной плоскости корабля, а затем уперлись друг в друга. Носовая балластная цистерна оказалась полностью разрушенной. Подводная лодка получила большую пробоину в носовой оконечности корпуса, обшивку его нижней части разорвало во многих местах, вырвав целые ряды заклепок. Деревянный подкильный брус, расколовшись на несколько частей, всплыл на поверхность воды. От последующих ударов о камни пл получила еще ряд пробоин и вмятин в прочном корпусе в районе носовой оконечности и аккумуляторных батарей, выбило днища аккумуляторных баков в местах разрыва прочного корпуса. Размеры трех крупных пробоин в носовой оконечности достигали 500-750 мм длины и 200-300 мм ширины. В обшивке днища имелись многочисленные разрывы. Лопасти гребных винтов оказались обломанными, а гребные валы - погнутыми. Баллер руля был частично вырван и изогнут, а перо вертикального руля смято. Под влиянием интенсивного поступления забортной воды в носовой трюм и носовую аккумуляторную яму первоначальный дифферент на корму начал переходить на нос. Несмотря на попытки откачать воду мощной центробежной помпой в носовом отсеке и помпой центральном посту, вода прибывала. Лодка с увеличивающимся дифферентом на нос постепенно сползала с камней вперед и уходила на глубину. Водоотливные средства с откачиванием воды не справлялись, и через некоторое время дифферент на нос стал резко увеличиваться. После затопления аккумуляторных батарей на лодке погас свет и появился запах хлора. В 11.10 экипаж покинул корабль, предварительно открыв клапаны подачи ВВД для создания противодавления внутри прочного корпуса и, задраив за собой рубочный люк, собрался на кормовой части надстройки, а затем перешел на случайно проходивший мимо буксир. Однако надежда на создание внутри прочного корпуса противодавления с помощью ВВД с целью дальнейшего предотвращения поступления воды не оправдалась, и через 15 минут после посадки на камни пл затонула на глубине 14 метров.

1917 год 18 октября
пл была снята с камней буксирами, доставлена в Гельсинфорс, где затонула в порту. После этого поднята спасательным судном «Волхов» и доставлена в Ревель.

1917 год 25 октября
пл зачислена в состав Красного Балтийского флота.

1918 год 25 марта
с целью превращения захвата наступающими в Эстонии германскими войсками, подводную лодку, не успевшую закончить ремонт, спустили на воду и вместе с другими кораблями вывели из Ревеля. Во время перехода в Гельсинфорс лодка шла на буксире учебного корабля «Петр Великий», так как после аварии с нее демонтировали для ремонта все двигатели. При сжатии во льдах в прочном корпусе пл разошлись швы, и внутрь корпуса началась фильтрация забортной воды, а из-за отсутствия электроэнергии осушительные помпы не работали. Из-за поступления забортной воды в прочном корпусе появился дифферент на корму, который постепенно увеличивался. Не имея возможности спасти лодку, экипаж покинул ее и по льду перешёл на «Петр Великий». Наконец, в районе маяка Кокшер, примерно на середине Финского залива, «Единорог» встал почти вертикально и затонул на виду многих кораблей, следовавших из Ревеля в Гельсингфорс.

1918 год
пл исключена из списков кораблей Балтийского флота. 

командиры:
 

1.    

Нордштейн Н.К. (1915 - 23.05.1916);

2.    

Трофимов Л.А. (1916 - 26.03.1917);

3.    

Фон Эльснер К.Н. (12.10.1916 - 25.02.1918).

источники:

 

•     

Александров Ю.И. «Отечественные подводные лодки до 1918 года», ВТС «Бастион», ООО «Восточный горизонт», 2002 г.;

•     

Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;

•     

Ковалев Э.А. «Командиры первых российских подводных лодок», альманах «Подводник России» № 2, Москва, 2003 г.;

•     

Мужеников В.Б. «Аварии и катастрофы подводных лодок» ч. 1, ООО «Галея Принт», СПб, 2003 г.;

•     

Тарас А.Е. «Подводные лодки Великой войны (1914-1918)», изд. «Харвест», Минск, 2003 г.;

•     

Трусов Г.М. «Подводные лодки в русском и советском флоте», ГСИСП, Ленинград, 1957 г.;

•     

Справочник «Русские подводные лодки 1834 - 1923 гг.», т. 1, ч. 1, изд. ЦКБМТ «Рубин», СПб, 1994 г.;

•     

Страницы сайта «Музей морского флота России» http://koi.www.morflot.tsi.ru/rus_flot_1696-1917/podlodki/type_c_9_bis.php;

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru ,nas@deepstorm.ru

Главная Морская столица История Организации Кают компании Гарнизоны Фото-видео Новости