"подводная лодка"
интернет-магазин
"подводный флот россии" форум энциклопедия подводных лодок
нереализованные проекты
персоналии литература книга памяти фотоархив


продвижение сайта петербург

аренда генераторов
Раздолгин Анатолий Александрович

Родился в октябре 1950 года в городе Харабали Астраханской области. Отец — участник ВОВ, служащий, мать — работник культуры. Закончил Ленинградское нахимовское училище. Образование высшее — Ленинградское Высшее военно-морское инженерное училище им. Дзержинского. Затем — факультет журналистики Ленинградского государственного университета. С 1974 года проходил службу на большом противолодочном корабле Северного флота «Смышленый». Позднее служил в редакции газеты «Советский моряк» и штабе Ленинградской военно-морской базы. Военный историк. Последняя занимаемая должность — заместитель начальника Центрального военно-морского музея по научной работе. Капитан второго ранга. Имеет шесть правительственных наград. Автор 12 сценариев научно-документальных фильмов по истории флота и шести книг. После увольнения в запас был генеральным директором общественного фонда «300 лет Российскому Флоту», генеральным директором Центрального Информационного Инвестиционного Агентства, состоял членом Коллегии Морского центра при Правительстве Санкт-Петербурга. Работал экономическим советником главы территориального управления Красногвардейского административного района Санкт-Петербурга. Женат. Две дочери. Старшая — выпускница Санкт-Петербургской академии культуры, младшая – студентка этого же ВУЗа. Проживают совместно в трехкомнатной кооперативной квартире. Имеет небольшую деревянную дачу. Ездит на личном автомобиле ГАЗ-31029. Увлечен и живет историей. В настоящее время — начальник Управления информационной поддержки инвестиционных проектов Комитета по управлению городским имуществом Администрации Санкт-Петербурга. Возглавляет Инвестиционный центр Санкт-Петербурга.

 Анатолий Раздолгин: "Я придумал, что нашему флот исполняется 300 лет"

— Недавно в нашей стране был впервые выпущен СД-диск по истории флота «Петр Великий — основатель Российского Флота». Он появился благодаря бывшему морскому офицеру Анатолию Раздолгину, который, как утверждает молва, юбилеями пишет историю Отечества.
 

— Это первая в России электронная книга, а не обычный СД-диск. По сути дела, вся история петровской эпохи. Самый интересный период нашей истории. Меня заинтересовало, почему совсем молодой Петр сумел резко преобразовать огромное государство? Ну не бывает чудес. Кто тот поводырь? Я пытался найти его учителя, и вышел на фигуру бургомистра Амстердама. Сразу же выстроилась стройная система всех основных этапов развития государства и флота. Создав электронную книгу, я проработал структуризацию базы данных на электронных носителях и составил научную периодизацию отечественного флота. А саму историю, кстати, я рассматриваю в системе координат — временная, предметная и тематическая оси. Сразу выявляются пробелы и в самой истории, и в комплектации музейных фондов.
     Кстати, несколько лет назад издательство «Судостроение» предприняло серьезную попытку выпустить пятитомник по истории Российского Флота к его трехсотлетию. Но эта попытка в полной мере не удалась. К сожалению, в нашей стране существуют три ведущих учреждения культуры, которые должны вместе писать историю флота — военно-морской архив (часть которого относится к ВМФ, а другая, почему-то, входит в систему государственных архивов при правительстве РФ), Центральная военно-морская библиотека (подчиненная отделу боевой подготовки Главного штаба ВМФ) и Центральный военно-морской музей (подведомственный ранее Политуправлению ВМФ). В свое время я докладывал Главкому ВМФ о необходимости создания на базе этих учреждений единого Исторического центра Военно-Морского Флота. Идея была поддержана, но не доведена до конца. Поэтому в начале девяностых я придумал, что нашему флоту исполняется 300 лет, и начал подготовку к этому празднованию. Заручился поддержкой Главнокомандующего ВМФ СНГ Адмирала Флота Советского Союза Чернавина. Разработал основные документы — Указ Президента России, соответствующие документы Правительства. Подготовил некую программу, в которой изложил, как должен отмечаться этот юбилей. И могу четко сказать, все ее пункты были позднее реализованы. Я понимал, что такой программой необходимо заниматься на правительственном уровне, и отказался отдать ее в одну из околовоенных организаций. За что и не получил звание капитана первого ранга. Но, оказалось, что в России нет государственных структур, способных взять на себя осуществление такого проекта… Пришлось создать Государственный Морской историко-культурный центр при Правительстве РФ и Коллегию Морского центра во главе с вице-премьером Юрием Яровым. Работы навалилось — выше головы. Я еженедельно выезжал в столицу. Ночевал в приемной Главкома.
    
-Неужели Российский Флот своим 300-летним юбилеем обязан конкретному человеку?
     — Во многом, это правда. Хотя я знаю, что возраст флота значительно больше. Были еще походы русских на Византию, а при Иване Грозном уже существовало регулярное военно-морское объединение — Коперская флотилия. А Петру удалось просто сконцентрировать и регламентировать эту деятельность. Провести организацию флота, создать его инфраструктуру, приступить к планомерному строительству боевых кораблей. Начали фиксироваться и отмечаться победы флота, хотя сражений хватало и прежде.
    
— Почему же празднование 300-летия флота состоялось в сухопутной столице Москве?
     — Все очень просто. Когда мы обсуждали этот вопрос с адмиралом Чернавиным, он сказал: «Ну, конечно же регистрировать Морской центр будем в Москве…» Его поддержали начальник отдела культуры Правительства РФ Юрий Житенев и Геннадий Бурбулис. И все ушло в столицу. А в состав Морского историко-культурного центра при Правительстве сразу же вошло несколько адмиралов, совершенно далеких от истории флота. На определенном периоде вступили в игру и коммерческие структуры. Один из высокопоставленных чиновников в аппарате Президента РФ придержал все документы, поскольку лично возглавлял некую параллельную организацию. Под это дело в Коллегию Морского центра были введены коммерсанты и даже основан новоиспеченный «Адмирал-банк». Начались помпезные мероприятия в гостинице «Измайлово», где мне было предложено многое, вплоть до квартиры в столице, в обмен на невмешательство в дальнейшие дела истории флота и программу Морского центра. Но я не согласился. Пришлось оставить службу… Я не испытывал никаких психологических трудностей с переходом в гражданскую жизнь. Наоборот, приобрел независимость.
    
— Неужели Анатолий Раздолгин сломался?
     — Нет. Я продолжал заниматься юбилейной программой, зарегистрировав в Санкт-Петербурге общественный фонд «300 лет Российскому Флоту», и программой «300-летия Великого посольства Петра 1 в Западную Европу», которая являлась частью общих мероприятий. В Нидерландах была создана специальная правительственная комиссия, которую возглавил господин П. Бувалда, последний посол Королевства Нидерландов в Советской Союзе. Затем к программе подключились британцы. Кстати, одним из мероприятий программы стало установление в Санкт-Петербурге памятника Петру-плотнику.
    
— Труды офицера российского флота Раздолгина издают в Германии и США. Как он относится к тому, что его знаниями в области судостроения пользуется наш вероятный противник?
     — ЦРУ на меня «в большой обиде» за то, что не упомянул в книге «Кронштадтская крепость» последнего военного губернатора Кронштадта адмирала Вирена. Он был зверски убит в феврале 1917 года восставшими моряками. Хотя сама книга носит строительный характер и, по-своему, уникальна. В ней впервые приведены характеристики всех фортификационных сооружений.
    
— А какое отношение Анатолий Раздолгин имеет к инвестиционной деятельности?
     — Все началось с того, что для празднования 300-летия флота на местах необходимо было организовать региональные Морские центры. Такой центр появился и в Санкт-Петербурге. А с ним пришла в город и международная парусная регата «Катти Сарк». Меня попросили стать консультантом по ее проведению. И я начал сталкиваться с людьми, имеющими отношение к инвестициям и развитию города. Убедился в несовершенстве отдельных механизмов работы городской Администрации — в ее комитетах и структурах существовали абсолютно разные базы данных, которые не стыковались между собой. И, тем более, никем не отслеживались. Кроме того, каждый из комитетов работал по инвестициям автономно. В городе отсутствовал единый информационный центр, в котором была бы сосредоточена необходимая информация.
     Почему ВДНХ развалилась и стала торговым центром? Потому что на заложенной там промышленной базе не создали вторую составляющую — информационную, на новых технологиях, и Интернет-центр. Просто выставка уже мало кого интересует. Но на ее основе можно было бы создать и прекрасную виртуальную выставочную версию. Когда в компьютер закладывается вся необходимая информация и, через Интернет, может быть выведена во внешнюю среду. Когда я работал экономическим советником главы территориального управления, появилась идея создания постоянно действующей выставки с использованием новейших информационных технологий и было зарегистрировано Центральное Аналитическое Информационное Инвестиционное Агентство. Оно должно было аккумулировать всю информацию по программам развития Красногвардейского района. Но работа вышла за рамки одного района и получила поддержку у бывшего председателя городского КУГИ Германа Грефа. А дальше было дело техники. Появился Инвестиционный центр Санкт-Петербурга, который наиболее полно представляет информацию о городских инвестиционных проектах и программах. Мы значительно опередили москвичей и по времени создания аналогичной структуры, и в принципах стратегической политики. С момента открытия постоянно действующей выставки «Инвестиционные проекты Санкт-Петербурга» прошло всего несколько месяцев, а мы уже ведем три конкретных общегородских проекта. А сейчас я приступил к регистрации профильного государственного предприятия, наблюдательным советом которого станет Совет по содействию инвестициям при губернаторе Санкт-Петербурга. Оно будет инструментом реализации инвестиционной программы города. Ведь, по общим показателям, Санкт-Петербург не только не потерял инвесторов после 17 августа, а, по оценке зарубежных экспертов, занимает сегодня высшую строчку в России по своему инвестиционному рейтингу. Идет заметная динамика роста.
    
— Так с флотом Анатолий Раздолгин «завязал»?
     — Ни в коем случае. Мне приятно, что командование не посчитало этот уход бегством. И я продолжаю работать на благо флота. Недавно мы выпустили подарочную книгу к 300-летию города «Санкт-Петербург. История города» в обложке «под медь». А только что, по моей инициативе, зарегистрирован в США Центр по изучению русско-американских отношений «Русская Америка». В июле этого года исполняется 200 лет Российско-Американской компании — Аляска, Калифорния, форт Росс. Мне обидно за Россию. За то, что американцы сумели в 1970 году частично восстановить этот форт, а Россия осталась в стороне от этого проекта. И сейчас мы, совместно с исторической ассоциацией «Форт Росс», ассоциацией «Морское наследие» (США), Русской инвестиционной компанией управления проектами (РИКУП) и рядом других организаций, займемся частичным восстановлением форта. Кстати, именно там были построены первые четыре судна на тихоокеанском побережье Америки. Оказывается, первая верфь Калифорнии — русская. Это история наша. Это дело наших моряков.

Альманах «Личности Петербурга»: №3 Служивые люди

Главная Морская столица История Организации Кают компании Гарнизоны Фото-видео Новости